Превосходя Ваши ожидания
office@dominanta.od.ua
 Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Готовимся к внедрению электронной "акцизки" на табачные изделия и алкоголь

27 сент. 2016

Одним из обязательств Украины после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС является противодействие и борьба с контрабандой подакцизных товаров (ст. 352 Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом).

На сегодняшний  день отсутствие эффективного механизма контроля над оборотом товара, маркированного марками акцизного сбора (алкогольные напитки и табачные изделия), порождает большой процент его оборота на теневом рынке.

Это является одним из факторов, побудивших к реформе в системе администрирования акцизного сбора, а именно в части усовершенствования контроля над перемещением подакцизных товаров (продукции), определенных подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины.  

Кабинет министров Украины Распоряжением № 497-р от 6 июля 2016 г. «Об утверждении Концепции создания и внедрения автоматизированной системы контроля над оборотом подакцизных товаров (алкогольных напитков и табачных изделий) “Электронная акцизная марка”» утвердил систему, которая должна обеспечить:

  • контроль над движением алкогольных напитков и табачных изделий, маркированных марками акцизного налога, по таможенной территории Украины;
  • учет количества марок акцизного налога;
  • учет объемов алкогольных напитков и табачных изделий у субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по их производству и/или реализации;
  • учет подакцизных товаров, маркированных для вывоза за пределы таможенной территории Украины и/или реализации магазинами беспошлинной торговли.

Вместе с Концепцией утвердили и план ее осуществления, который состоит из нескольких этапов, первый – внесение изменений в Налоговый кодекс Украины. 

ГФСУ уже разработала проект Закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно внедрения автоматизированной системы контроля над оборотом подакцизных товаров (алкогольных напитков и табачных изделий) "Электронная акцизная марка". 

Его цель - обеспечить возможность запуска и функционирования указанной системы контроля.

На сегодняшний день законопроект обнародован и находится на этапе обсуждения.

Система "Электронная акцизная марка" являет собой автоматизированную систему по отслеживанию движения вышеуказанных подакцизных товаров от их производителя или импортера до момента розничной реализации.

С целью избежания непродуктивного документооборота предлагается ввести акцизную накладную на перемещение акцизных марок. Такая накладная должна стать универсальным документом, то есть объединить ряд первичных документов, которые на сегодняшний день подтверждают перемещение подакцизных товаров.  

Концепция предусматривает и создание единого реестра электронных акцизных накладных (ЕРАН), который обеспечит регистрацию фактов перемещения акцизных марок и маркированного подакцизного товара.

Также необходимо будет усовершенствовать систему учета данных с РРО (регистраторов расчетных операций), а именно создать специализированное программное обеспечение, которое даст возможность в автоматическом режиме декларировать каждый этап оборота акцизных марок и товара от факта производства акцизных марок до факта реализации маркированного товара через точку розничной продажи конечному потребителю.

Для функционирования "Электронной акцизной марки" предполагается использование специального защитного элемента как уникального идентификатора. На бумажную марку будет наноситься графический код с зашифрованной информацией (датой, временем, местом изготовления и т.д.), что поможет установить связь базы ЕРАН и системы учета данных с РРО касательно подакцизных товаров в режиме он-лайн. Таким образом, можно будет получать оперативную и достоверную информацию касательно алкогольных напитков и табачных изделий и их перемещений на каждом этапе реализации потребителям.

Согласно законопроекту, в течение 20 календарных дней, начиная с 1 января 2017 года, налогоплательщик обязан будет подать контролирующему органу акт проведения инвентаризации по состоянию на начало дня 1 января 2017 года объемов остатка:

  • акцизных марок и подакцизного товара – у производителей и поставщиков;
  • подакцизных товаров – у субъектов хозяйствования оптовой и розничной торговли.

Инвентаризация у производителей и поставщиков будет проводиться при участии представителей контролирующего органа, а данные акта проведения инвентаризации субъектами хозяйствования оптовой и розничной торговли могут быть проверены налоговой в течение шести календарных месяцев со дня его подачи путем проведения документальной внеплановой проверки.

Объемы остатков акцизных марок и подакцизного товара, определенные в актах инвентаризации, контролирующий орган учтет в автоматизированной системе контроля «Электронная акцизная марка» как объем, на который может быть составлена акцизная накладная. 

Планируется разработать техническое задание на создание автоматизированной системы и провести конкурсный отбор ее поставщика к 1 октябрю 2017 года, а к февралю 2018 года - разработать и утвердить Порядок ведения реестра электронных акцизных накладных и внести изменения в соответствующие акты касательно функционирования системы учета данных с РРО.

После проведения предварительных испытаний системы, обучения пользователей и внедрения функционирования в тестовом режиме реестра электронных акцизных накладных, на постоянной основе «Электронная акцизная марка» заработает не раньше 1 декабря 2018 года.

Инициаторы реформы считают, что введение электронной марки акцизного налога обеспечит создание единого информационного пространства и формирование базы данных об обороте подакцизных товаров, поможет в борьбе с фальсифицированной, контрафактной и контрабандной продукцией. Также предполагают значительное упрощение документооборота и минимизацию влияния человеческого фактора на администрирование акцизного налога.

За годы независимости в Украине сформировалось недоверчивое отношение к предложениям правительства и любая реформа воспринимается как длительный процесс, влекущий за собой дополнительные расходы населения.

Решит ли «Электронная акцизная марка» вопрос нелегального  оборота  подакцизных товаров, или же создаст очередной обременительный механизм контроля над легальным производителем?

Светлана Хомко

помощник юриста  АО "АФ "Доминанта"

Теги: реформа, акциз

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Страна продолжает бороться с неплательщиками алиментов

В мае 2018 года Верховной Радой Украины принят за основу проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по созданию экономических предпосылок для усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание» (регистрационный № 8296), поданный народным депутатом Украины Луценко И.С.

Кибербезопасность: вирус Петя не пройдет!

Современный уровень развития техники и стремительность усовершенствования технологий активно способствует «цифровизации» основных общественных отношений. Бесспорно, онлайн-банкинг либо возможность получения государственной услуги в электронном варианте - это удобно, быстро и экономно. Однако нельзя забывать, что стремительные процессы «вливания» информации в электронные базы и реестры должны сопровождаться обеспечением надлежащего уровня ее защиты.

Новые возможности для инвестирования заграницу

Инвестиции всегда были и остаются привлекательными как для физических, так и юридических лиц. Однако учитывая экономическую ситуацию в стране, стабильность финансовой и банковской системы, все чаще приходится задумываться о возможности инвестирования заграницу. Наиболее распространенными вариантами инвестиций остается покупка жилья либо ценных бумаг. Менее радикальным является открытие банковских счетов в зарубежных банках с целью накопления денежных средств. Процентные ставки в них конечно могут быть не такими высокими, как предлагают украинские банки, но зато они отличаются большей стабильностью получения прибыли и защищенностью вклада.