Превосходя Ваши ожидания
 Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Конституционная реформа в части правосудия

22 апр. 2016

С целью приближения украинского законодательства к европейским стандартам Верховной Радой Украины будут рассмотрены изменения в части правосудия в Конституцию Украины. Конституционная реформа правосудия заложит основу для дальнейших изменений в сфере судопроизводства, так как предлагается внести существенные изменения.

Так, в статье 125 КУ предусмотрено, что система судов общей юрисдикции в Украине составляют местные, апелляционные, высшие специализированные суды и Верховный суд Украины. Изменения же предусматривают функционирование двух видов судов - Верховного суда и административных судов, тогда как о существовании судов первой и апелляционной инстанции ничего не сказано, что порождает неопределенность относительно структуры будущей судебной системы. Предлагаемые новеллы не дают возможность точно понять, какая судебная система будет существовать в Украине – трёхуровневая или четырёхуровневая, будет ли она включать в себя общие суды или только специализированные.

Нововведения также коснутся компетенции судов, которая на сегодня определена частью второй статьи 124 КУ, согласно которой «юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве». Таким образом, установлено, что предметом судебного контроля являются все общественные отношения. Законопроектом предлагается изменить конституционное определение компетенции органов судебной власти, а именно: «юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и любое уголовное обвинение. В предусмотренных законом случаях суды рассматривают и другие дела». Предложенная редакция сужает юрисдикцию судов к «юридическому спору» и «уголовному обвинению», исключая вопросы, которые не имеют характера юридического спора, однако на сегодня решаются в судебном порядке (например, подтверждение наличия или отсутствия юридических фактов или неоспариваемых прав). Решение вопросов, не имеющих характера юридического спора, по возможным нововведениям переносится с конституционного уровня регулирования на уровень «обычного» закона.

Предлагается исключить из статьи 147 КУ положение о том, что «Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине». В результате создается возможность наделения судов общей юрисдикции правом официального толкования законов, а Конституционный Суд в свою очередь потеряет «монопольное положение» в сфере конституционной юрисдикции.

Прокуратуру предлагается лишить функции представительства интересов гражданина в суде и функции надзора за правами и свободами человека и гражданина, соблюдения законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Таким образом, лишая прокуратуру указанных функций, законопроект фактически лишает граждан одной из институциональных гарантий прав и свобод.

С 2017 года предполагается постепенное введение «монополии» адвокатов по представлению интересов лиц в суде. Конституцию предлагается дополнить следующим положением: «исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения». Исключение будут возможны только в трудовых спорах, спорах по защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах (категория «малозначительных» споров не конкретизируется), а также в делах связанных с участием законных представителей. Очевидно, что наделение исключительно адвоката правом представительства другого лица в суде является сужением права на свободу выбора представителя. Но с другой стороны лица получат высококачественные правовые услуги, которые могут обеспечить только адвокаты.

Предлагается реформировать также положения Конституции о независимости и неприкосновенности судьи. Его можно будет задержать во время или непосредственно после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления без согласия компетентного органа.

Кроме того, судья будет занимать должность бессрочно и предусматривается возможность освобождения судьи от должности на основании отказа от оценивания или его непрохождения. Меняются требования к кандидатуре судьи в части возрастных ограничений и необходимого стажа работы. Изменениям подлежат процедуры образования судов, назначения судьи на должность. Высший совет юстиции будет реорганизован в Высший совет правосудия.

Таким образом, в результате принятия изменений в Конституцию Украины будет представлена совершенно новая система судов, адвокаты получат «монопольное» положение по представительству интересов в суде, а неприкосновенность судей будет ограничена.

 

Теги: Конституция, суд, реформа

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Взыскание процентов после окончания срока действия кредитного договора – вне закона

По данным НБУ с начала 2017 года рынок банковских услуг населению значительно оживился.

Те, у кого есть деньги – несут их в банки (преимущественно в государственные) на депозит. Те, у кого их нет – берут кредиты.

Учитывая невысокие доходы населения, люди зачастую склонны взять кредит в банке, тем более, что предложений на этом рынке более чем достаточно.

Договор о неразглашении или как обезопасить свой бизнес от болтунов

В связи с бурным развитием различных форм предпринимательской деятельности в Украине все большую актуальность со стороны предпринимателей приобретает вопрос о том, как обезопасить свой бизнес от разглашения коммерческой тайны. Такая тенденция не является спонтанной, так как в условиях довольно сильной конкуренции, коммерческая тайна иногда имеет большую ценность, чем материальные активы того или иного предприятия.

Законно ли вести наблюдение за своими работниками?

В феврале 2018 Верховной Радой Украины получен проект Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (относительно усиления гарантий права работника на приватность и тайну корреспонденции)».