Превосходя Ваши ожидания
 Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Мошенничество в сети

9 февр. 2018

По данным НБУ в 2017 году убытки украинских банков от незаконных действий с платежными картами хотя и уменьшились по сравнению с 2016 годом, однако все еще остаются на достаточно высоком уровне.

В 2017 году эта сумма составляла 0,0077% от общего объема всех операций с платежными картами (в 2016 году - 0,011%). То есть на один миллион гривен расходных операций с использованием платежных карточек, 77 гривен приходилось на незаконные операции, тогда как в 2016 году эта сумма составляла почти 110 гривен. Всего в среднем на одну такую незаконную операцию в 2017 году приходилось около 2100 гривен.

Общая сумма убытков составляет порядка 163,7 млн. гривен, из которых 84,1 млн. гривен по платежным операциям, проведенным в интернете.

Как видим, суммы достаточно внушительные даже для банков, не говоря уже о физических лицах, которые в подобных ситуациях страдают в первую очередь.

На сегодняшний день существует множество способов мошенничества с картами, несмотря на то, что банки постоянно совершенствуют и вводят новые системы защиты платежных операций.

Очень часто подобные схемы рассчитаны на доверие и невнимательность держателей карт и сводятся к тому, чтобы получить от них личную информацию и реквизиты платежных карточек (срок ее действия, код CVС2/CVV2, ПИН-код к карте), а также логин/пароль для входа в веб-банкинг, одноразовые пароли для проведения дополнительной аутентификации платежей.

Однако бывают и ситуации, когда мошеннические действия успешно проходят и без участия держателя карты, а последний впервые узнает о том, что с его карты списаны деньги из подтверждающего смс.

В подобных случаях банки не спешат возвращать потерянные денежные средства его клиенту, хотя закон говорит об обратном, что подтверждает и последняя судебная практика.

Так, Верховный Суд в своем постановлении от 23 января 2018 года пришел к выводу об обоснованности требований гражданки о взыскании с банка денежных средств, которые ранее были списаны с карточки без ее ведома, распоряжения и какого бы то ни было участия с ее стороны. Удовлетворяя жалобу суд исходил из следующих положений законодательства.

В соответствии с требованиями ГК Украины в случае несвоевременного зачисления на счет денежных средств, поступивших клиенту, их необоснованного списания банком со счета клиента или нарушения банком распоряжения клиента о перечислении денежных средств с его счета банк должен немедленно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента или надлежащего получателя, уплатить проценты и возместить причиненные убытки.

При этом, исходя из Положения «О порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием», утвержденного НБУ, банк при осуществлении неразрешенной или некорректно выполненной платежной операции, если пользователь безотлагательно сообщил о платежных операциях, которые им не выполнялись или которые были выполнены некорректно, немедленно возмещает плательщику сумму такой операции и, при необходимости, восстанавливает остаток средств на счете к тому состоянию, в котором он был перед выполнением этой операции. Пользователь не несет ответственности за совершение платежных операций, если специальное платежное средство было использовано без физического предъявления пользователем или электронной идентификации самого специального платежного средства и его держателя, кроме случаев, когда доказано, что пользователь своими действиями или бездействием способствовал утрате, незаконному использованию ПИНа или другой информации, позволяющей инициировать платежные операции.

Таким образом, в случае, если средства были сняты с карты гражданина без ее физического предъявления или электронной идентификации (срок действия, код CVС2/CVV2, ПИН-код), и держатель карты немедленно сообщил банку о подобных операциях, то у последнего не будет законных оснований для отказа в возмещении потерянных средств.

Если, несмотря ни на что, банк отказывается выполнить свои обязательства, то, учитывая существующую позитивную судебную практику, необходимо обращаться в суд за защитой своих прав и интересов.

 

   

 

    Виталий Булат 

    ведущий юрист ОА "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: мошенничество с картами, банковские картки, мошенничество в сети

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Новое из практики Верховного Суда касательно освобождения от уплаты судебного сбора

За довольно короткий период работы нового Верховного Суда уже сформировано несколько правовых позиций по вопросам освобождения от уплаты судебного сбора. Ввиду того, что решения Верховного Суда является образцом для судебной практики, суды общей юрисдикции должны придерживаться следующих выводов.

Что делать если вас достали коллекторы?

В последнее время очень часто к нам обращаются клиенты со словами «меня достали коллекторы, они звонят мне, моей семье, родителям, друзьям и т.д., угрожают физической расправой, изнасилованием и прочее, помогите…».

Налог на нежилую недвижимость

Немного из истории вопроса

Нежилая недвижимость до 2015 году не являлась предметом налогообложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Однако, в декабре 2014 года законодатели по давней традиции почти «под елочку» сделали подарок налогоплательщикам и внесли изменения в Налоговый кодекс Украины (далее НК).