Превосходя Ваши ожидания
office@dominanta.od.ua
 Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Новая мера процессуального принуждения

14 марта 2017

Внесение изменений в процессуальное законодательство является неотъемлемой составляющей на пути к проведению системной глубокой судебной реформы.

Совсем недавно Советом по вопросам судебной реформы при Президенте Украины разработаны новые проекты процессуальных кодексов, в том числе и проект Гражданского процессуального кодекса.

Одним из позитивных изменений является расширение мер процессуального воздействия в контексте принуждения к добросовестному исполнению процессуальных обязательств и прекращения злоупотребления правами.

Действующий гражданский процессуальный кодекс предусматривает четыре меры процессуального принуждения: предупреждение, удаление из зала судебного заседания, временное изъятие доказательств для их исследования, привод.

Новым проектом предусматривается введение еще одной меры – штрафа, который может быть применен судом путем постановления определения о взыскании в доход Государственного бюджета Украины в размере от 0,5 до пяти размеров прожиточного минимума для трудоспособных граждан (от одного до десяти размеров в случае повторных или систематических нарушений, длительного неисполнения определения суда).

Основанием для взыскания судом штрафа может быть: неисполнение процессуальных обязательств; злоупотребление процессуальными правами; не уведомление суда о невозможности представить доказательства, истребованные судом; неисполнение определений суда; не предоставление копий отзыва, апелляционной или кассационной жалобы, ответа на отзыв, возражений; нарушение запрета на использование портативных, аудиотехнических приборов, проведение фото- и киносъёмки, видео-, звукозапись.

Определение суда о наложении штрафа может быт обжаловано в апелляционном порядке в суд вышестоящей инстанции, решение которого по результатам пересмотра является окончательным и не подлежит обжалованию.

Вместе с тем, помимо апелляционного обжалования, проектом предусмотрена возможность отмены определения тем судом, который взыскивал штраф, в случае если участник процесса исправил допущенное нарушение или предоставил доказательства уважительности причин неисполнения соответствующих требований суда.

Указанные нововведения, в случае их принятия, безусловно, окажут соответствующее влияние на поведение участников в процессе, которые под давлением возможных материальных лишений, должны будут более внимательно относиться к требованиям суда и не пренебрегать обязанностью добросовестного пользования своими процессуальными правами.

К слову сказать, институт судебных штрафов уже несколько лет действует в соседней Молдове и Российской Федерации, что позитивно сказалось на качестве гражданского судопроизводства, а значит, отечественному законодателю стоит обратить большее внимание на такой инструмент влияния и внедрить его в национальную правовую систему как можно скорее.

  

   Виталий Булат

   ведущий юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: гражданский процесс, штраф, бюджет

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Блокировка налоговых накладных

22 марта 2018 года вступило в силу Постановление КМУ от 21 февраля 2018 г. № 117 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

Ранее мы уже рассматривали основные изменения, которые коснулись системы остановки регистрации налоговых накладных.

Страна продолжает бороться с неплательщиками алиментов

В мае 2018 года Верховной Радой Украины принят за основу проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по созданию экономических предпосылок для усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание» (регистрационный № 8296), поданный народным депутатом Украины Луценко И.С.

Кибербезопасность: вирус Петя не пройдет!

Современный уровень развития техники и стремительность усовершенствования технологий активно способствует «цифровизации» основных общественных отношений. Бесспорно, онлайн-банкинг либо возможность получения государственной услуги в электронном варианте - это удобно, быстро и экономно. Однако нельзя забывать, что стремительные процессы «вливания» информации в электронные базы и реестры должны сопровождаться обеспечением надлежащего уровня ее защиты.