Превосходя Ваши ожидания
office@dominanta.od.ua
 Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Право постоянного пользования землей: когда можно не переоформлять

15 мая 2018

В Украине уже давно существует такой правовой институт как постоянное пользование землей государственной и коммунальной собственности. Но с течением времени законодатели существенно поменяли круг лиц, которые могут им воспользоваться.

Так, согласно Земельному кодексу Украины от 18.12.1990г., который действовал до 01.01.2002г., получить землю государственной или коммунальной собственности в постоянное пользование мог широкий круг лиц, в том числе совместные предприятия с участием иностранного капитала, промышленные, транспортные и иные несельскохозяйственные предприятия, а также сельскохозяйственные предприятия, общественные организации, фермеры, чем эти самые лица активно пользовались.

Однако со вступлением в силу Земельного кодекса Украины от 25.10.2001г. указанный перечень лиц был значительно изменен. Согласно ст. 92 действующего Земельного кодекса Украины, на праве постоянного пользования землю государственной и коммунальной собственности могут получить государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, общественные организации инвалидов Украины, их предприятия, учреждения, организации, религиозные организации Украины для строительства и обслуживания культовых и иных сооружений, необходимых для их деятельности, ПАО «Укрзализниця», образовательные учреждения независимо от формы собственности, совладельцы многоквартирных домов для обслуживания таких домов и удовлетворения других связанных с этим потребностей. И на этом все.

А что же делать тем, кто ранее получил землю в постоянное пользование, но по новому кодексу уже не имел такого права? Законодатели для таких пользователей в переходных положениях Земельного кодекса Украины определили период для переоформления прав на землю, вначале до 1 января 2005 года, затем до 1 января 2008 года. Однако переоформление (или оформление) прав на землю в Украине весьма затратный процесс и по времени и финансово. Не все пожелали уложиться в указанные сроки. Тем более, если к этому не обязывали обстоятельства, например не менялся пользователь земельного участка.

Соответственно тех, кто был обязан переоформлять право постоянного пользования землей на право собственности или аренды, но не хотел или не мог этого сделать, оказалось немало и их жалобы звучали весьма громко, так громко, что их услышал 51 народный депутат Украины и направил представление касательно конституционности данной нормы в Конституционный Суд Украины.

В свою очередь, Конституционный Суд Украины посчитал представление обоснованным и решением от 22.09.2005г. признал соответствующую норму по поводу сроков переоформления неконституционной. При этом Суд указал законодателям на необходимость законодательно урегулировать сам процесс переоформления, с соответствующим организационным и финансовым обеспечением.

Сложилась парадоксальная ситуация – даже и сейчас, в 2018 году, по прежнему существует достаточное количество лиц, у которых на праве постоянного пользования все еще находятся земельные участки, но которые такого права иметь не могут. И в тоже время переоформлять право постоянного пользования на право собственности или право аренды до законодательного, организационного и финансового обеспечения процесса переоформления данные лица не обязаны.

Следует отметить, что на стороне постоянных пользователей землей и судебная практика. Так, Высший хозяйственный суд Украины в постановлении Пленума № 6 от 17.05.2011г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, которые возникают из земельных отношений» прямо разъяснил, что право постоянного пользования землей является бессрочным и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным ст. 141 Земельного кодекса Украины, перечень которых является исчерпывающим.

Однако указанные нормы не содержат такого основания для прекращения права постоянного пользования земельным участком как не переоформление права постоянного пользования на другой вид прав на землю. В связи с этим, высший специализированный суд пришел к выводу сам, и дал разъяснения нижестоящим судам, что действия органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на лишение субъекта права пользования земельным участком после государственной регистрации такого права вне оснований, определенных в ст. 141 Земельного кодекса Украины, являются нарушением права пользования.

Таким образом,  все те лица, кто получил землю на праве постоянного пользования, а после 1 января 2002 года был обязан ее переоформить, могут преспокойно ею пользоваться дальше, пока Верховная Рада Украины не урегулирует  законодательно процедуру переоформления. Но у Верховной Рады Украины всегда найдутся дела поважнее, например до сих пор не принят закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, что не позволяет снять мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому, судя по всему, ожидать в ближайшем будущем изменений в рассмотренном в данной статье вопросе не стоит.

 

 

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

 

Теги: земля, переоформление прав

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Кто разрешил строить высотный отель на 13-й станции Большого Фонтана?

На прошлой неделе бурное обсуждение одесситов вызвала статья на Думской с красноречивым названием «Суд разрешил строить высотный «отель» на 13-й Фонтана». Давайте попробуем разобраться кто же на самом деле санкционировал скандальное строительство по ул. Львовской 1-Б и при чём тут суд.

Блокировка налоговых накладных

22 марта 2018 года вступило в силу Постановление КМУ от 21 февраля 2018 г. № 117 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

Страна продолжает бороться с неплательщиками алиментов

В мае 2018 года Верховной Радой Украины принят за основу проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по созданию экономических предпосылок для усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание» (регистрационный № 8296), поданный народным депутатом Украины Луценко И.С.