Превосходя Ваши ожидания
 Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Уменьшится ли ответственность за неоплату коммунальных платежей?

27 дек. 2016

23.12.2016 р. Верховной Радой Украины был получен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно освобождения от уплаты трех процентов годовых и индекса инфляции для потребителей жилищно-коммунальных услуг, которые просрочили исполнение денежного обязательства».

Его авторы утверждают, что сегодня в Украине остро стоит проблема бедности. Социальные и экономические трудности привели к нахождению большинства граждан за ее чертой. Основной причиной такой ситуации является высокий уровень инфляции и платы за жилищно-коммунальные услуги. При этом не все граждане, которые нуждаются в социальной защите государства, имеют возможность своевременно осуществлять плату за жилищно-коммунальные услуги, размер которой значительно превышает их доходы.

Вместе с тем, пункт 10 части 3 статьи 10 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает, что потребитель обязан в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги платить пеню в установленных законом или договором размерах.

В то же время, частью 2 статьи 625 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что должник, который просрочил выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также трех процентов годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом.

При этом по данному вопросу сложилась неутешительная судебная практика. Так, Верховный Суд Украины в правовой позиции, изложенной в Решении ВСУ от 16 декабря 2015 №6-2023цс15 отметил: «Закрепленная в пункте 10 части третьей статьи 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» правовая норма об ответственности должника за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги в виде пени не исключает применения правовых норм, установленных в частью второй статьи 625 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины).

При отсутствии оформленных договорных отношений, но в случае просрочки исполнения денежного обязательства по оплате полученных жилищно-коммунальных услуг на должника возлагается ответственность, предусмотренная частью второй статьи 625 ГК Украины.

Кроме того, применение положений части второй статьи 625 ГК Украины к спорным правоотношениям также согласуется с закрепленными в пункте 3 части первой статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Украины нормами, согласно которым одним из требований, по которым может быть выдан судебный приказ, является требование о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом индекса инфляции и трех процентов годовых, начисленных на сумму задолженности.

Учитывая то, что в процессе принятия специального закона - Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» изменения в ГК Украины Верховной Радой Украины не рассматривались и не принимались в отношении спорных правоотношений нормы специального закона не могут конкурировать с нормами основного акта гражданского законодательства».

Таким образом, лица, которые не в состоянии оплатить сверхвысокую плату за жилищно-коммунальные услуги должны за просрочку платежей по коммунальным услугам платить не только пеню предусмотренную Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», но и три процента годовых и индекс инфляции, предусмотренные Гражданским кодексом Украины, за все время просрочки.

Разработчики законопроекта считают, что необходимо исправить эту ситуацию и внести изменения в Гражданский кодекс Украины и Гражданского процессуального кодекса Украины с тем, чтобы улучшить положение граждан, которые находятся на грани бедности в связи со сверхвысокими тарифами и низкими доходами.

Принятие законопроекта позволит снизить социальное напряжение в обществе, вызванное резким повышением стоимости тарифов на жилищно-коммунальные услуги, усилить гарантии социальной защиты граждан, способствовать обеспечению социальной справедливости и реализации гарантированного Конституцией Украины права на достаточный уровень жизни населения.

 

Виктория Криворучко 

адвокат АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: коммунальные услуги, неоплата

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Как одолжить, что б вернули?

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни одалживал деньги. И у большинства наверняка возникал вопрос: «А что, если…?». Бесспорно, универсальным способом защиты является одалживать либо у надежных, либо надежным контрагентам. Однако, как говорится, раз в год и палка стреляет, поэтому лучше предпринять меры для защиты от таких «сюрпризов». Для уверенности в удачном завершении долговых обязательств, с точки зрения юриспруденции их всегда необходимо оформлять согласно требованиям закона.

Безналоговые предприятия – миф или реальность?

Налоговой сфере всегда присуще большое количество реформ и нововведений, однако, что они с собой несут – становится известно, лишь по прошествии времени. Хотелось обратить внимание на пункт 44 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее п. 44), в котором предусмотрена ставка 0 % для некоторых плательщиков налога на прибыль предприятия. Являются ли такие предприятия абсолютно безналоговыми или это лишь образное название – мы и постараемся выяснить.

Разграничение юрисдикции в системе судов. Куда подать иск?

Разветвленность судебной системы Украины не обеспечивает четкого разграничения полномочий между судами. Причем надлежащее выполнение этой задачи является одной из важнейших гарантий доступа лица к правосудию.  Отсутствие единых принципов распределения порождает практику, что спор либо нигде не принимают к рассмотрению, либо существует возможность рассмотрения сразу в нескольких судах. Такая неопределенность со стороны законодателя существенно уменьшает шансы на защиту нарушенных прав.