Превосходя Ваши ожидания
 Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Уменьшится ли ответственность за неоплату коммунальных платежей?

27 дек. 2016

23.12.2016 р. Верховной Радой Украины был получен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно освобождения от уплаты трех процентов годовых и индекса инфляции для потребителей жилищно-коммунальных услуг, которые просрочили исполнение денежного обязательства».

Его авторы утверждают, что сегодня в Украине остро стоит проблема бедности. Социальные и экономические трудности привели к нахождению большинства граждан за ее чертой. Основной причиной такой ситуации является высокий уровень инфляции и платы за жилищно-коммунальные услуги. При этом не все граждане, которые нуждаются в социальной защите государства, имеют возможность своевременно осуществлять плату за жилищно-коммунальные услуги, размер которой значительно превышает их доходы.

Вместе с тем, пункт 10 части 3 статьи 10 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает, что потребитель обязан в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги платить пеню в установленных законом или договором размерах.

В то же время, частью 2 статьи 625 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что должник, который просрочил выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также трех процентов годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом.

При этом по данному вопросу сложилась неутешительная судебная практика. Так, Верховный Суд Украины в правовой позиции, изложенной в Решении ВСУ от 16 декабря 2015 №6-2023цс15 отметил: «Закрепленная в пункте 10 части третьей статьи 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» правовая норма об ответственности должника за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги в виде пени не исключает применения правовых норм, установленных в частью второй статьи 625 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины).

При отсутствии оформленных договорных отношений, но в случае просрочки исполнения денежного обязательства по оплате полученных жилищно-коммунальных услуг на должника возлагается ответственность, предусмотренная частью второй статьи 625 ГК Украины.

Кроме того, применение положений части второй статьи 625 ГК Украины к спорным правоотношениям также согласуется с закрепленными в пункте 3 части первой статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Украины нормами, согласно которым одним из требований, по которым может быть выдан судебный приказ, является требование о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом индекса инфляции и трех процентов годовых, начисленных на сумму задолженности.

Учитывая то, что в процессе принятия специального закона - Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» изменения в ГК Украины Верховной Радой Украины не рассматривались и не принимались в отношении спорных правоотношений нормы специального закона не могут конкурировать с нормами основного акта гражданского законодательства».

Таким образом, лица, которые не в состоянии оплатить сверхвысокую плату за жилищно-коммунальные услуги должны за просрочку платежей по коммунальным услугам платить не только пеню предусмотренную Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», но и три процента годовых и индекс инфляции, предусмотренные Гражданским кодексом Украины, за все время просрочки.

Разработчики законопроекта считают, что необходимо исправить эту ситуацию и внести изменения в Гражданский кодекс Украины и Гражданского процессуального кодекса Украины с тем, чтобы улучшить положение граждан, которые находятся на грани бедности в связи со сверхвысокими тарифами и низкими доходами.

Принятие законопроекта позволит снизить социальное напряжение в обществе, вызванное резким повышением стоимости тарифов на жилищно-коммунальные услуги, усилить гарантии социальной защиты граждан, способствовать обеспечению социальной справедливости и реализации гарантированного Конституцией Украины права на достаточный уровень жизни населения.

 

Виктория Криворучко 

адвокат АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: коммунальные услуги, неоплата


Другие новости


Чего ожидать от нового порядка надзора за соблюдением законодательства о труде

Напомним, что в декабре 2016 г. ст. 265 КЗоТ была изложена в новой редакции, которая значительно ужесточила ответственность юридических лиц и физических лиц предпринимателей за использование труда неоформленных работников (штраф  96 тыс. грн.), а также за недопуск инспекторов труда к проведению проверки (штраф в размере 320 000,00 грн.).

Грядут реформы в корпоративной сфере (часть 1)

Еще в конце 2016 года Верховной Радой в первом чтении принят проект закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Анализ проекта на данном этапе позволит определить тенденции изменений и ключевые новеллы в корпоративной сфере.

Если в доме поселился «замечательный» сосед

Осмелюсь предположить, что начало идеального выходного для Вас - это сон без будильника, но зачастую не для Вашего соседа. Посверлить, подробить, пожужжать – это что-то с родни волшебного ритуала, который необходимо обязательно провести под покровом утренних сумерек либо вечерней темноты. Если любимый инструмент соседа – дрель, то знайте: Вы имеете право на тишину.