Доминанта

Административный договор: договор, основанный на властных полномочиях

20 дек. 2018

В законодательстве Украины уже достаточно давно существует институт административного договора, который регулируется разрозненными нормами административного права и определяет взаимные права и обязанности его сторон в публично-правовой сфере. Правовую природу административного договора важно понимать для правильного выбора суда, уполномоченного разрешать споры о заключении, исполнении и расторжении такого договора.

Как следует из определения административного договора, приведенного в ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Украины, административный договор – это совместный правовой акт субъектов властных полномочий или правовой акт с участием субъекта властных полномочий и другого лица, основанный на их волесогласовании, который имеет форму договора, соглашения, протокола, меморандума и т.д., определяет взаимные права и обязанности его участников в публично-правовой сфере и заключается на основании закона. В соответствии со ст. 19 Кодекса, споры, возникающие по поводу заключения, исполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров, прямо отнесены к юрисдикции административных судов.

Соответственно, к административному договору не применяются нормы гражданского законодательства, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Это следует из ст. 1 Гражданского кодекса Украины, согласно которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой стороне, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законом.

Таким образом, законодательство различает правовую природу гражданских и административных договоров. Первые основаны на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников. Вторые же регулируют правоотношения сторон в публично-правовой сфере и основаны на волесогласовании сторон, а не на их свободном волеизъявлении. Одной из сторон правоотношений, а то и всеми сторонами при этом в обязательном порядке являются субъекты властных полномочий. Также отличительной чертой административных договоров является их заключение на основании закона, что означает, что административные договора могут заключаться только в случаях, прямо предусмотренных законом, а не по усмотрению сторон.

В ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Украины как раз и определены такие случаи. Так, административные договора заключаются:

- для разграничения компетенции или определения порядка взаимодействия между субъектами властных полномочий;

- для делегирования публично-властных управленческих функций;

- для перераспределения или объединения бюджетных средств в случаях, определенных законом;

- вместо издания индивидуального акта;

- для урегулирования вопросов предоставления административных услуг.

Содержание этих норм конкретизировано в других законах, а также в подзаконных актах.

Например, согласно ст. 31 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», отношения автомобильного перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования городских, пригородных и междугородных, которые не выходят за пределы территории области (внутриобластные маршруты), с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления определяются договором об организации перевозок пассажиров на автобусном маршруте общего пользования. При этом, если такие маршруты выходят за пределы области, то необходимо уже не заключать договор, а получать разрешение на обслуживание автобусных маршрутов.

Договор заключается с победителем конкурса, который проводится в соответствии с Порядком проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 03.12.2008 г. № 1081.

В данном случае договор об организации перевозок пассажиров по своей природе является административным, хотя в законе и подзаконном акте он так прямо не назван. Такой договор заменяет собой индивидуальный акт, который должен быть издан субъектом властных полномочий по результатам конкурса.

Данный договор рассматривается в качестве административного и судебной практикой, хотя в судебных решениях прямо он так тоже не назван. Это следует, например, из постановлений Верховного Суда, вынесенных при рассмотрении споров о признании недействительными договоров об организации перевозок пассажиров в делах:

№ 807/718/15 http://reyestr.court.gov.ua/Review/75253778,

№296/10628/15-а http://reyestr.court.gov.ua/Review/77086887.

На данный момент отсутствует специальный нормативно-правовой акт, такой как Административный кодекс, который бы детально урегулировал сферу и порядок применения административных договоров. Материальная норма права, содержащая определение понятия административного договора, включена в процессуальный нормативно-правовой акт (КАСУ), что может вводить в заблуждение в правоприменительной деятельности.

Несмотря на название «договор» и высказываемые в теории права мнения о возможности регулировать административный договор нормами гражданского права, по моему мнению, в данном случае аналогия права не применима, поскольку это будет нарушением императивных норм Гражданского кодекса Украины, определяющих саму правовую природу гражданско-правовых отношений. В любом случае, чтобы в каждом конкретном случае определить, имеете ли вы дело с административным договором или нет, рекомендуется тщательно изучить весь массив законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения.

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Детальний аналіз останніх змін до ЦПК України

8 лютого 2020 року набрав чинності Закон України «Про внесення змін до Господарського процесуального кодексу України, Цивільного процесуального кодексу України, Кодексу адміністративного судочинства України щодо вдосконалення порядку розгляду судових справ» від 15 січня 2020 р. № 460-ІХ, відповідно до якого змінились, зокрема, правила цивільного судочинства.

БУДІВНИЦТВО ДЛЯ ВСІХ: МЕНШЕ БЮРОКРАТІЇ, БІЛЬШЕ ПРОЗОРОСТІ І ОБМЕЖЕННЯ ПОВНОВАЖЕНЬ ДАБІ

Кінець минулого року був надзвичайно активним в плані нормотворчості і приніс в новий рік цілу низку новел у законодавстві, які достатньо серйозно змінюють в тому числі і базові механізми функціонування сфери створення, розвитку і обігу нерухомості. Так, окрім, реформування досить широкого кола питань, щодо процесів реєстрації нерухомого майна, не обійшлося без змін в сфері капітального будівництва і так званого первинного ринку нерухомості.

Банківська таємниця не така вже й таємниця?

31 жовтня 2019 року Верховною Радою за ініціативою Презионання функцій держави або місцевого самоврядування, і покарання за набуття таких активів», який покликаний запровадити інститут визнання необґрунтованими активів осіб, уповноважених на виконання функцій держави або місцевого самоврядування, та стягнення таких активів у дохід держави в кращих традиціях світової практики по боротьбі з корупцією.

Цей закон набрав чинності 28 листопада 2019 року та вніс суттєві зміни у порядок роиття банківської таємниці.