Доминанта

Административный договор: договор, основанный на властных полномочиях

20 дек. 2018

В законодательстве Украины уже достаточно давно существует институт административного договора, который регулируется разрозненными нормами административного права и определяет взаимные права и обязанности его сторон в публично-правовой сфере. Правовую природу административного договора важно понимать для правильного выбора суда, уполномоченного разрешать споры о заключении, исполнении и расторжении такого договора.

Как следует из определения административного договора, приведенного в ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Украины, административный договор – это совместный правовой акт субъектов властных полномочий или правовой акт с участием субъекта властных полномочий и другого лица, основанный на их волесогласовании, который имеет форму договора, соглашения, протокола, меморандума и т.д., определяет взаимные права и обязанности его участников в публично-правовой сфере и заключается на основании закона. В соответствии со ст. 19 Кодекса, споры, возникающие по поводу заключения, исполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров, прямо отнесены к юрисдикции административных судов.

Соответственно, к административному договору не применяются нормы гражданского законодательства, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Это следует из ст. 1 Гражданского кодекса Украины, согласно которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой стороне, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законом.

Таким образом, законодательство различает правовую природу гражданских и административных договоров. Первые основаны на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников. Вторые же регулируют правоотношения сторон в публично-правовой сфере и основаны на волесогласовании сторон, а не на их свободном волеизъявлении. Одной из сторон правоотношений, а то и всеми сторонами при этом в обязательном порядке являются субъекты властных полномочий. Также отличительной чертой административных договоров является их заключение на основании закона, что означает, что административные договора могут заключаться только в случаях, прямо предусмотренных законом, а не по усмотрению сторон.

В ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Украины как раз и определены такие случаи. Так, административные договора заключаются:

- для разграничения компетенции или определения порядка взаимодействия между субъектами властных полномочий;

- для делегирования публично-властных управленческих функций;

- для перераспределения или объединения бюджетных средств в случаях, определенных законом;

- вместо издания индивидуального акта;

- для урегулирования вопросов предоставления административных услуг.

Содержание этих норм конкретизировано в других законах, а также в подзаконных актах.

Например, согласно ст. 31 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», отношения автомобильного перевозчика, осуществляющего перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования городских, пригородных и междугородных, которые не выходят за пределы территории области (внутриобластные маршруты), с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления определяются договором об организации перевозок пассажиров на автобусном маршруте общего пользования. При этом, если такие маршруты выходят за пределы области, то необходимо уже не заключать договор, а получать разрешение на обслуживание автобусных маршрутов.

Договор заключается с победителем конкурса, который проводится в соответствии с Порядком проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 03.12.2008 г. № 1081.

В данном случае договор об организации перевозок пассажиров по своей природе является административным, хотя в законе и подзаконном акте он так прямо не назван. Такой договор заменяет собой индивидуальный акт, который должен быть издан субъектом властных полномочий по результатам конкурса.

Данный договор рассматривается в качестве административного и судебной практикой, хотя в судебных решениях прямо он так тоже не назван. Это следует, например, из постановлений Верховного Суда, вынесенных при рассмотрении споров о признании недействительными договоров об организации перевозок пассажиров в делах:

№ 807/718/15 http://reyestr.court.gov.ua/Review/75253778,

№296/10628/15-а http://reyestr.court.gov.ua/Review/77086887.

На данный момент отсутствует специальный нормативно-правовой акт, такой как Административный кодекс, который бы детально урегулировал сферу и порядок применения административных договоров. Материальная норма права, содержащая определение понятия административного договора, включена в процессуальный нормативно-правовой акт (КАСУ), что может вводить в заблуждение в правоприменительной деятельности.

Несмотря на название «договор» и высказываемые в теории права мнения о возможности регулировать административный договор нормами гражданского права, по моему мнению, в данном случае аналогия права не применима, поскольку это будет нарушением императивных норм Гражданского кодекса Украины, определяющих саму правовую природу гражданско-правовых отношений. В любом случае, чтобы в каждом конкретном случае определить, имеете ли вы дело с административным договором или нет, рекомендуется тщательно изучить весь массив законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения.

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение