Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Аутстаффинг и его регулирование в Украине

4 мая 2017

В данной публикации познакомимся с таким видом хозяйственной деятельности как аутстаффинг и рассмотрим порядок получения разрешения на него согласно законодательству Украины.

Суть аутстаффинга заключается в том, что одна компания (аутстаффер) предоставляет своих квалифицированных сотрудников во временное пользование другой компании (заказчику). Работники осуществляют трудовые функции на территории заказчика согласно его трудовому распорядку, но при этом зарплату выплачивает аутстаффер, который также платит налоги и несет все риски касательно соблюдения норм трудового законодательства.  

Отличие аутстаффинга от аутсорсинга заключается в том, что при аутстаффинге передаются только трудовые ресурсы и аутстаффер, как правило, не несет ответственности за процесс и результативность выполнения его сотрудниками возложенных на них функций. Кроме того, в таком случае работники подчиняются распорядку заказчика, который и управляет ими, в то время как при аутсорсинге заказчик передает исполнителю определенные функции и процессы и не осуществляет управленческие функции самостоятельно.

Заключая договор аутстаффинга, заказчик получает следующие выгоды:

- уменьшает базу налогообложения, поскольку не содержит в штате таких работников;

- получает возможность обойти законодательное ограничение количества наемных работников, фактически используя их труд (к примеру, при упрощенной системе налогообложения);

- избегает дополнительных оснований для проверок госорганами по охране труда;

- экономит время на оформлении кадровой документации и упрощает ведение бухгалтерского учета и т.д.

Компания же аутстаффера в свою очередь получает плату за предоставление персонала согласно условий заключенного с заказчиком договора.

В Украине понятие «аутстаффинг» на законодательном уровне не закреплено. Но ст. 39 ЗУ «О занятости населения» (далее – Закон) предусматривает такой вид деятельности как деятельность субъектов хозяйствования, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя, что по своей сути является определением понятия аутстаффинга.

Также Налоговый кодекс Украины (п. п. 14.1.183.) определяет услуги по предоставлению персонала как хозяйственное или гражданско-правовое соглашение, согласно которому лицо, которое предоставляет услугу (резидент или нерезидент), направляет в распоряжение другого лица (резидента или нерезидента) одно или несколько физических лиц для выполнения определенных данным соглашением функций.

Согласно ст. 39 Закона деятельность аутстаффинга осуществляется на основании разрешения, которое выдается Центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции. Этим же Законом (ч. 3 ст. 53) установлено, что отсутствие разрешения на занятие аутстаффингом влечет за собой наложение штрафа в размере 20 минимальных заработных плат.

Порядок выдачи такого разрешения регулируется Постановлением КМУ №359 «О порядке получения разрешения на наем работников для дальнейшего исполнения ими работ в Украине у другого работодателя» от 20.05.2013 г. Однако, на сегодняшний день Постановление еще не вступило в силу, поскольку начнет действовать со дня вступления в силу Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины о выдаче разрешения на наем работников для дальнейшего исполнения ими работы в Украине в другого работодателя. Проект данного Закона (№2118а от 23.05.3013 г.) был принят за основу 05.09.2013 г. и на сегодняшний день все еще находится на этапе подготовки ко второму чтению.  

Таким образом, нет реальной возможности получить разрешение на занятие аутстаффингом.

Кроме того, ст. 1 Закона Украины «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 19.05.2011 г. запрещено требовать от субъектов хозяйствования получение документов разрешительного характера, которые не внесены в Перечень, утвержденный данным законом.

Однако, постановлением КМУ №400 от 05.06.2013 г. утвержден Порядок формирования и ведения Перечня субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги посредничества в трудоустройстве, и субъектов хозяйствования, которые осуществляют наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине и других работодателей. Согласно ч. 5 данного Порядка для включения в Перечень посредник подает в Государственную службу занятости заказным письмом с уведомлением о вручении заявление по форме установленной Минсоцполитики. 

Исходя из этого, при аутстаффинге необходимо провести формальную процедуру касательно уведомления  службы занятости об осуществлении данного вида деятельности.

В Украине аутстаффинг персонала не так распространен как, к примеру, в США, однако последние тенденции изменений в трудовом законодательстве могут сделать его довольно привлекательным для субъектов хозяйствования, которые не желают сталкиваться с проверками госинспекции труда.

 

 

 

 

   Светлана Хомко 

   помощник юриста АО "АФ "ДОМИНАНТА" 

 

Теги: аутстаффинг, предоставление персонала

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Памятка для водителей. Основные права при остановке полицией

Несмотря на то, что прошла реформа органов Национальной полиции, на дорогах не редко бывают ситуации неправомерного поведения полицейских в отношении водителей. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать за случаями превышения своих служебных полномочий полицейскими. Это зачастую происходит из-за незнания своих прав и обязанностей как водителями, так и сотрудниками полиции.

Санкции санкциям рознь

Правовой институт специальных санкций за нарушения во внешнеэкономической деятельности давно известен украинскому законодательству – еще со времени принятия в 1991 году Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Изначально список санкций, предусмотренных ст. 37 данного Закона, был шире, однако из их числа со временем исключили антидемпинговые процедуры, урегулировав их применение отдельными законами, а наложение штрафа в качестве меры наказания не получило своего практического применения. Остались только два вида специальных санкций – индивидуальный режим лицензирования и временное прекращение внешнеэкономической деятельности на срок до 3 месяцев, с последующим переводом на индивидуальный режим лицензирования.

Высший антикоррупционный суд, коротко о главном

Коррупция в Украине представляет один из наиболее острых и болезненных вопросов. В мировом Индексе восприятия коррупции (СРІ) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных (где 100 - нет коррупции, 0 - сильная коррупция), при этом заняв 131 место из 176 стран. Согласно международной позиции экспертов именно отсутствие действенной судебной системы является одной из наиболее весомых преград на пути Украины в противодействии такому негативному явлению.