Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Авто на иностранных номерах, стоит ли рискнуть! (Ч. 1)

30 марта 2017

Авто на иностранном юрлице

В последние годы на Украине на дорогах с каждым днем все больше появляются автомобили с иностранными номерами. И если изначально количество таких ввезенных автомобилей соответствовало количеству  находящихся в стране иностранцев, то теперь в основном на таких автомобилях ездят наши сограждане.

Желание украинцев ездить на таких автомобилях понятно, ведь стоимость подержанного  автомобиля в Польше или Литве будет в разы меньше стоимости аналогичного автомобиля в Украине.

В интернете содержится много информации в отношении схем использования авто с иностранной регистрацией гражданами Украины, АФ «Доминанта» решили разобраться в них более детально.

Итак, для начала разберемся с нормативными актами, регулирующими данный вопрос, а именно Таможенным Кодексом Украины и Стамбульской Конвенцией 1990 г. о временном ввозе (далее Конвенция).

В соответствии со ст. 2 Конвенции режим временного ввоза предоставляется с общим условным освобождением от ввозной пошлины и налогов и без применения ввозных ограничений или запретов экономического характера в отношении товаров, определенных в Приложениях к Конвенции.

Согласно ст.5 Приложения «С» Конвенции для того чтоб можно было воспользоваться правом на льготы, которые предоставляются этим Приложением:

- транспортные средства коммерческого использования должны быть зарегистрированы на территории, которая не является территорией временного воза, на имя лица, которое зарегистрировано или постоянно проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозиться и использоваться лицами, которые осуществляют свою деятельность с такой территории.

- транспортные средства частного использования должны быть зарегистрированными на территории, которая не является территорией временного ввоза, на имя лица, которое зарегистрировано или постоянно проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозиться и использоваться лицами, которые постоянно проживают на такой территории.

В соответствии с п. «а» ст. 7 Приложения «С» Стамбульской конвенции  транспортные средства коммерческого использования могут использоваться третьими лицами, которые имеют надлежащее разрешение пользователя права на временный ввоз и которые осуществляют свою деятельность в пользу последнего, даже если они зарегистрированы или постоянно проживают на территории временного ввоза.

Кроме этого, Конвенция также определяет понятия «коммерческое использование» и «частное использование» транспортных средств.

Так, согласно п. b)  ст. 1 Приложения «С» «коммерческое использование» означает платную перевозку лиц или промышленную или коммерческую платную или бесплатную перевозку грузов. Именно на эту норму ссылаются наши таможенные и налоговые органы, доказывая, что коммерческое использование возможно доказать только если осуществляется перевозка груза или пассажиров. Вместе с тем, этой же конвенцией установлено и понятие «частное использование» транспортного средства, в соответствии с которым использование транспортного средства не будет признаваться коммерческим, в случае если оно используется для  «перевозки лицом исключительно для личных нужд, за исключением какого-либо коммерческого использования (п. «а» ст.1). Теперь обратимся к Таможенному Кодексу. Основные условия временного ввоза коммерческого транспорта установлены главой 18 Таможенного Кодекса. Режим временного ввоза согласно ст. 103 ТК - это таможенный режим, согласно которому иностранные товары, транспортные средства коммерческого назначения ввозятся для конкретных целей на таможенную территорию Украины с условным полным или частичным освобождением от обложения таможенными платежами и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и подлежат реэкспорту после завершения установленного срока без каких-либо изменений, за исключением обычного износа в результате их использования. В ст. 4 ТК определено, что транспортным средством коммерческого назначения является, в частности  автотранспортное средство, используемое в международных перевозках для платной транспортировки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров вместе с запасными частями и топливом в баке. В соответствии со ст. 108 ТК срок временного ввоза транспортных средств коммерческого назначения устанавливается органом доходов и сборов с учетом того, что эти транспортные средства должны быть реэкспортированы сразу же после окончания транспортных операций, для которых они были ввезены. Такой срок не должен превышать 3-х лет.

Регулирование временного ввоза транспортных средств для частного использования регулируется также отдельно ст. 380 ТК Украины, но схемы с ввозом таких транспортных средств мы обсудим в следующей статье.

Итак, с основными правовыми нормами мы вроде как разобрались, теперь же поговорим о наиболее популярной в данное время схеме использования гражданами Украины транспортных средств с иностранной регистрацией автомобиля на иностранном юрлице.

Данная схема сводится к тому, что автомобиль регистрируется на иностранное юрлицо, наиболее часто это Польша или Литва, при этом, конечному покупателю выдается пакет документов, подтверждающий тот факт, что автомобиль используется в коммерческих целях, физлицо – резидент выполняет определенные, якобы  поставленные ему задачи на основании договора, к примеру, договора поручения,

После этого автомобиль заезжает на территорию Украины либо под управлением иностранца, либо под управлением этого же гражданина с предоставленным ему пакетом документов.

На первый взгляд все выглядит гладко, но на самом деле, на практике возникает ряд вопросов, и таможенные органы пытаются всячески бороться  с такими предприимчивыми идеями наших сограждан.

И если вопрос регистрации на территории иностранного государства транспортного средства на фирму-нерезидента понятен, то с определением статуса транспортного средства «коммерческого назначения» возникает ряд вопросов. И каждая из сторон трактует конвенцию и таможенный кодекс в свою сторону.

По мнению органов доходов и сборов, коммерческое использование транспортного средства будет лишь в том случае, если на нем непосредственно осуществляется платная перевозка пассажиров или платная (бесплатная) перевозка грузов. При этом перевозка должна быть именно международная. Сам факт регистрации автомобиля на иностранное юридическое лицо, и выполнение неких заданий водителем на данном автомобиле, если при этом не соблюдаются описанные выше условия, - свидетельствует о том, что транспорт используется в личных целях, в данном случае в личных целях юридического лица (Именно такая позиция изложена на официальном сайте Государственной фискальной службы  в письме от 18.03.2016 г. 

Данная позиция, на наш взгляд необоснованна и противоречит Стамбульской Конвенции, поскольку основана лишь на буквальном толковании правовых норм, в том числе ст.5 Приложения «С» Конвенции, которая приведена выше, при этом, при трактовании данной нормы вообще не берется во внимание понятие транспортного средства «личного использования», которое тоже определено в конвенции.

Между прочим, с целью защиты интересов «государства», идут на поводу таможенных органов и суды, которые не всегда объективно рассматривают дела, связанные с временным ввозом автомобилей.

Так, Луганским окружным административным судом, при рассмотрении дела № 812/5612/13-а  об обжаловании действий работников таможни по запрету на временный ввоз автомобиля, были сделаны выводы о том, что транспортные средства, которые ввозятся на территорию Украины гражданами-резидентами в служебных целях, а не для платной транспортировки лиц или грузов через таможенную границу Украины – не относятся к транспортным средствам коммерческого назначения. Таможенное оформление таких транспортных средств осуществляется в соответствии с ч.3 ст. 380 ТК Украины, (т.е. с уплатой всех необходимых таможенных сборов).

Вместе с тем, Постановлением Заречного городского суда г. Сумы, принята противоположная позиция, в соответствии с которой суд посчитал достаточными доказательствами коммерческого использования транспортного средства аналогичный пакет документов.

В реестре судебных решений отсутствует информация о пересмотре данных решений в апелляционном порядке, что может свидетельствовать, что оба противоположных решения вступили в силу.

Анализируя ряд судебных решений по данному вопросу, остается открытым вопрос, а стоит ли рисковать и покупать автомобиль на иностранной регистрации.

Немаловажным моментом для ответа на данный вопрос, является анализ возможной ответственности за так называемые нарушения таможенных правил, о чем мы обязательно напишем в следующей статье по данной теме.

До скорых встреч!

 

   Виталий Цвигун 

   руководитель судебной практики АО "АФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: иностранные номера, практические советы

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Памятка для водителей. Основные права при остановке полицией

Несмотря на то, что прошла реформа органов Национальной полиции, на дорогах не редко бывают ситуации неправомерного поведения полицейских в отношении водителей. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать за случаями превышения своих служебных полномочий полицейскими. Это зачастую происходит из-за незнания своих прав и обязанностей как водителями, так и сотрудниками полиции.

Санкции санкциям рознь

Правовой институт специальных санкций за нарушения во внешнеэкономической деятельности давно известен украинскому законодательству – еще со времени принятия в 1991 году Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Изначально список санкций, предусмотренных ст. 37 данного Закона, был шире, однако из их числа со временем исключили антидемпинговые процедуры, урегулировав их применение отдельными законами, а наложение штрафа в качестве меры наказания не получило своего практического применения. Остались только два вида специальных санкций – индивидуальный режим лицензирования и временное прекращение внешнеэкономической деятельности на срок до 3 месяцев, с последующим переводом на индивидуальный режим лицензирования.

Высший антикоррупционный суд, коротко о главном

Коррупция в Украине представляет один из наиболее острых и болезненных вопросов. В мировом Индексе восприятия коррупции (СРІ) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных (где 100 - нет коррупции, 0 - сильная коррупция), при этом заняв 131 место из 176 стран. Согласно международной позиции экспертов именно отсутствие действенной судебной системы является одной из наиболее весомых преград на пути Украины в противодействии такому негативному явлению.