Доминанта

Безопасность и качество пищевых продуктов: когда обязательна регистрация производственных мощностей

17 июля 2018

В Украине с 20.09.2015г. действует система контроля за производством и оборотом пищевых продуктов, в соответствии с которой операторы рынков пищевых продуктов до начала эксплуатации обязаны получать эксплуатационные разрешения на мощности по производству и хранению пищевых продуктов животного происхождения, а в случае эксплуатации заведений общественного питания и заведений розничной торговли – обязаны проходить государственную регистрацию мощностей по производству/обороту пищевых продуктов.

Рассмотрим более подробно установленный порядок. Соответствующие нормы предусмотрены в Законе Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов». Так, согласно ст. 23 данного Закона, обязанность получать эксплуатационное разрешение не распространяется на заведения общественного питания и заведения розничной торговли, которые соответствуют требованиям, установленным Кабинетом Министров Украины. До момента их установления такое исключение распространяется на все соответствующие заведения. Поскольку на данный момент Кабинет Министров не установил таких требований, отсутствуют и обязательства получать эксплуатационное разрешение для таких заведений, как например ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, пиццерия и вообще для любого заведения, которое обеспечивает питанием неограниченное количество физических лиц. Вместо этого данные заведения обязаны до начала работы соответствующих мощностей обратится в территориальный орган Госпродпотребслужбы для регистрации таких мощностей.

Как уже говорилось, эксплуатационное разрешение должны получать операторы рынков пищевых продуктов, осуществляющих деятельность по производству и/или хранению пищевых продуктов животного происхождения. Данное разрешение по заявлению оператора выдается территориальным органом Госпродпотребслужбы на мощности, находящиеся по одному адресу, но при этом производится детализация на уровне производственной линии и/или пишевых продуктов.

В течении 15 календарных дней с момента подачи заявления территориальный орган Госпродпотребслужбы проводит инспектирование мощностей и определяет их соответствие требованиям законодательства. Решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче принимается в течение 30 дней с момента подачи заявления. При выдаче разрешения мощностям присваивается регистрационный номер.

Отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в судебном порядке. Причинами отказа в выдаче может быть отсутствие в заявлении необходимой информации или подача недостоверных ведомостей, а также установление во время инспектирования несоответствия мощностей требованиям законодательства. По другим причинам отказ в выдаче разрешения запрещен.

Эксплуатационное разрешение является документом разрешительного характера, имеет неограниченный срок действия и за его выдачу взимается административный сбор в размере 0,17 минимальной заработной платы, установленной по состоянию на 1 января текущего года. А вот выдача дубликата или переоформление осуществляются безоплатно.

В случае проведения реконструкции мощностей, которое приведет к существенному изменению характеристик производственных помещений и технологических процессов, оператор не позднее чем за 15 календарных дней до возобновления их эксплуатации, должен обратиться в территориальный орган Госпродпотребслужбы с заявлением о проведении внепланового инспектирования. Оператор может вновь начать эксплуатацию мощностей только если инспекция установила соответствие реконструированных мощностей требованиям законодательства.

Информация, которая содержится в эксплуатационных разрешениях, вносится в реестр операторов рынка и мощностей, на которые выдано эксплуатационное разрешение, который ведется Госпродпотребслужбой. Данная информация является открытой и к ней обеспечивается бесплатный доступ.

Совсем другой порядок – уведомительный по своей сути, действует для заведений общественного питания и заведений розничной торговли. Не позднее чем за 10 календарных дней до начала работы соответствующих мощностей оператор рынка, эксплуатирующий данное заведение, обязан подать территориальному органу Госпродпотребслужбы заявление о государственной регистрации мощностей по производству и/или обороту пищевых продуктов. При этом как отдельные мощности подлежат регистрации транспортные средства, которые используются для реализации пищевых продуктов конечным потребителям.

Решение о государственной регистрации принимается в течение 10 календарных дней с момента получения соответствующего заявления, с присвоениям мощностям регистрационного номера. Основанием для отказа в государственной регистрации мощностей является несоответствие заявления установленной форме, подача неполной информации или уже проведенная государственная регистрация этих же мощностей. По другим основаниям отказ в выдаче не допускается. Если же на протяжении 15 рабочих дней после подачи заявления оператором не получено решения о регистрации или отказе в регистрации, то он может начать эксплуатацию мощностей по принципу молчаливого согласия.

Госпродпотребслужба обеспечивает ведение государственного реестра мощностей операторов рынка и размещает его на своем официальном вебсайте. Данная информация является открытой и к ней обеспечивается бесплатный доступ. О всех изменениях в своей деятельности, которые влекут изменение в ведомостях государственного реестра мощностей операторов рынка, а также при прекращении использования мощностей, оператор в течении 10 рабочих дней обязан сообщить территориальному органу Госпродпотребслужбы.

Территориальный орган Госпродпотребслужбы может осуществить государственную регистрацию мощностей по своей инициативе – в случае, если им выявлены мощности, которые подлежат обязательной регистрации и получена достаточная информация для проведения регистрации. О проведенной регистрации территориальный орган Госпродпотребслужбы сообщает соответствующему оператору, мощности которого были им зарегистрированы.

И поскольку без ответственности за неисполнение любая норма закона – пустой звук, государством в Законе Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных» установлены санкции за нарушение законодательства о пищевых продуктах.

Так, за производство и/или оборот пищевых продуктов с использованием незарегистрированных мощностей, которые подлежат обязательной регистрации, с нарушителей взыскивается штраф в размере 20 минимальных заработных плат с юридических лиц и 11 минимальных заработных плат с физических лиц-предпринимателей. За производство, хранение пищевых продуктов без получения эксплуатационного свидетельства на соответствующие мощности с нарушителей взыскивается штраф в размере 30 минимальных заработных плат с юридических лиц и 20 минимальных заработных плат с физических лиц-предпринимателей.

Законодательство, регулирующее производство и оборот пищевых продуктов, за последние несколько лет претерпело существенные изменения. Учитывая активно проводимые в стране реформы, касающиеся в том числе и разрешительной системы, есть все основания предполагать, что данные нормы еще неоднократно будут откорректированы, с учетом дерегуляции экономической деятельности.

 

 

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: пищевые продукты, производственные мощностя

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.

Про зміни, яких зазнає сфера фінансових послуг з набранням чинності новим законом

20 вересня 2019 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав споживачів фінансових послуг» (Проект №1085-1), далі за текстом – Закон.

Нагадаємо, що в 2015 році майже аналогічний законопроект (Проект №2456-д) вже подавався на  розгляд Верховної Ради, був підготовлений до другого читання в 2017 році але так і залишився неприйнятим.

Ні для кого не буде новиною, що громадяни України мають досить невисокий рівень фінансової грамотності.