Доминанта

Чего можно ожидать от режима военного положения

27 нояб. 2018

Вчера, 26 ноября после почти пятичасовых жарких дебатов в сессионном зале Верховная Рада Украины двумястами семьюдесятью шестью голосами (при требовавшихся 226-ти) все-таки утвердила Указ Президента от 26.11.2018 № 393 «О введении военного положения в Украине». Правда — и с некоторыми изменениями и оговорками. Если первоначальный текст указа предполагал введение режима военного положения сроком на 60 дней по всей территории страны, то в итоге этот срок был сокращен до 30 дней (с 14:00 «26» ноября до 14:00 «26» декабря 2018 года), а само военное положение введено только в приграничных с РФ (а также Приднестровской частью Молдовы) и приморских регионах (т.е. — в Донецкой, Винницкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской и Черниговской областях), а также — во внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.

Но основные вопросы как депутатского корпуса, так и всего народа вызвал, прежде всего, пункт 3 настоящего Указа, в котором перечислены возможные ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц в связи с введением военного положения.

Тут следует отметить, что правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, Закон Украины «О правовом режиме военного положения» (далее — Закон) и указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины. Правовые же последствия введения военного положения определены положениями вышеуказанного Закона.

В соответствии со статьей 1 данного Закона военное положение вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления особых полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Согласно же статье 6 Закона указ Президента Украины о введении военного положения должен содержать исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц — с указанием срока действия всех этих ограничений.

И вышеупомянутый пункт 3 Указа как раз и содержит перечень таких прав и свобод, которые могут быть ограничены (а именно — прав и свобод, предусмотренных статьями 30—34, 38, 39, 41—44, 53 Конституции Украины), а также вводит предусмотренные частью первой статьи 8 Закона временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц. Указанные статьи Конституции и вправду регламентируют все основные права и свободы человека, а именно — неприкосновенность жилища, тайну переписки и телефонных разговоров, свободу передвижения и места проживания, свободу мысли и слова, избирательные права, право на труд и образование, право на митинги, собрания и забастовку, право на собственность и предпринимательскую деятельность. Однако Указ никоим образом не конкретизирует того, как именно могут быть ограничены данные права и свободы. В связи с чем следует обратится все к тому же Закону Украины «О правовом режиме военного положения» поскольку, как уже указывалось выше, именно его нормами и определяются правовые последствия введения военного положения.

Так к каким же ограничениям конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, может в итоге привести применение соответствующих мер правового режима военного положения компетентными органами, которыми в период военного положения становятся, прежде всего — военное командование вместе с военными администрациями (в случае образования последних)? Остановимся на этих ограничениях поподробнее и отметим самые главные из них.

Во-первых, в соответствии со статьей 19 Закона в условиях военного положения в любом случае запрещаются:

- изменение конституций Украины и АРК;

проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду и органы местного самоуправления;

- проведение всеукраинских и местных референдумов;

проведение забастовок, массовых собраний и акций.

Кроме того, согласно данному Указу Президента возможно применение следующих ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных соответствующими нормами Закона.

  1. Введение трудовой повинности для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые возникли в период действия военного положения (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона).

Согласно утвержденному постановлением Кабмина № 753 от 13.07.2011 «Порядку привлечения трудоспособных лиц к общественно полезным работам в условиях военного положения» в число таких привлеченных, прежде всего, войдут безработные и другие незанятые лица, работники предприятий, не выполняющих оборонные заказы и не входящих в состав гражданской защиты, лица, занятые в личных крестьянских хозяйствах, студенты ВУЗов и учащиеся профтехучилищ, а также самостоятельно занятые лица.

  1. Право на принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности и изъятие имущества государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства с выдачей об этом соответствующих документов установленного образца (п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменение режима их работы, проведение других изменений производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Введение комендантского часа (запрета пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также установление специального режима светомаскировки (п. 5 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Установление особого режима въезда и выезда (в/из страны), ограничение свободы передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движения транспортных средств (п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона).

Запрет гражданам, находящимся на военном или специальном учете в Минобороны, СБУ или СВР Украины, менять место жительства (место нахождения) без разрешения военкома или руководителя соответствующего силового органа; ограничение прохождения альтернативной (невоенной) службы (п. 16 ч. 1 ст. 8 Закона).

  1. Проверка документов у лиц, а в случае необходимости проведение досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией (п. 7 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий (п. 8 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Право на запрет деятельности политических партий и общественных объединений, если она направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения (п. 9 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Установление запрета или ограничения на выбор места пребывания или места жительства лиц на территории, на которой действует военное положение (п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Регулирование работы предприятий телекоммуникаций, полиграфии, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций и учреждений культуры и СМИ, а также использование местных радиостанций, телецентров и типографий для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрещение работы приемо-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачи информации через компьютерные сети (п. 11 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Изъятие у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационного оборудования, телевизионной, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров, а также в случае необходимости другие технических средств связи (п. 12 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Запрет торговли оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе (п. 13 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Установление для физических и юридических лиц военно-квартирной повинности по расквартированию военнослужащих, лиц состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений (п. 17 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Отстранение от должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими определенных этим Законом обязанностей и назначение исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций (п. 21 ч. 1 ст. 8 Закона).

Не лишним будет также отметить и то, что согласно статье 15 Закона в случае создания на местах военных администраций к ним перейдут практически все полномочия местных органов власти, в том числе — в сфере финансового, бюджетного, хозяйственного, инфраструктурного, социально-культурного и иного обеспечения существования соответствующих административно-территориальных единиц.

Финансирование деятельности военных администраций по выполнению полномочий органов местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов, выполнение других функций — за счет средств Госбюджета Украины (ч. 6 ст. 4 Закона).

Напоследок следует отметить, что утвержденный парламентариями Указ Президента о введении военного положения в отдельных местностях Украины вместе с законом о его утверждении должны быть официально обнародованы уже сегодня, 27 ноября. И именно с этого момента они вступят в законную силу.

Андрей Малявкин

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: военное положение

Рейтинг страницы: 3.6/5 на основе 5 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.