Доминанта

Чего можно ожидать от режима военного положения

27 нояб. 2018

Вчера, 26 ноября после почти пятичасовых жарких дебатов в сессионном зале Верховная Рада Украины двумястами семьюдесятью шестью голосами (при требовавшихся 226-ти) все-таки утвердила Указ Президента от 26.11.2018 № 393 «О введении военного положения в Украине». Правда — и с некоторыми изменениями и оговорками. Если первоначальный текст указа предполагал введение режима военного положения сроком на 60 дней по всей территории страны, то в итоге этот срок был сокращен до 30 дней (с 14:00 «26» ноября до 14:00 «26» декабря 2018 года), а само военное положение введено только в приграничных с РФ (а также Приднестровской частью Молдовы) и приморских регионах (т.е. — в Донецкой, Винницкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской и Черниговской областях), а также — во внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.

Но основные вопросы как депутатского корпуса, так и всего народа вызвал, прежде всего, пункт 3 настоящего Указа, в котором перечислены возможные ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц в связи с введением военного положения.

Тут следует отметить, что правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, Закон Украины «О правовом режиме военного положения» (далее — Закон) и указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины. Правовые же последствия введения военного положения определены положениями вышеуказанного Закона.

В соответствии со статьей 1 данного Закона военное положение вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления особых полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Согласно же статье 6 Закона указ Президента Украины о введении военного положения должен содержать исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц — с указанием срока действия всех этих ограничений.

И вышеупомянутый пункт 3 Указа как раз и содержит перечень таких прав и свобод, которые могут быть ограничены (а именно — прав и свобод, предусмотренных статьями 30—34, 38, 39, 41—44, 53 Конституции Украины), а также вводит предусмотренные частью первой статьи 8 Закона временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц. Указанные статьи Конституции и вправду регламентируют все основные права и свободы человека, а именно — неприкосновенность жилища, тайну переписки и телефонных разговоров, свободу передвижения и места проживания, свободу мысли и слова, избирательные права, право на труд и образование, право на митинги, собрания и забастовку, право на собственность и предпринимательскую деятельность. Однако Указ никоим образом не конкретизирует того, как именно могут быть ограничены данные права и свободы. В связи с чем следует обратится все к тому же Закону Украины «О правовом режиме военного положения» поскольку, как уже указывалось выше, именно его нормами и определяются правовые последствия введения военного положения.

Так к каким же ограничениям конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, может в итоге привести применение соответствующих мер правового режима военного положения компетентными органами, которыми в период военного положения становятся, прежде всего — военное командование вместе с военными администрациями (в случае образования последних)? Остановимся на этих ограничениях поподробнее и отметим самые главные из них.

Во-первых, в соответствии со статьей 19 Закона в условиях военного положения в любом случае запрещаются:

- изменение конституций Украины и АРК;

проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду и органы местного самоуправления;

- проведение всеукраинских и местных референдумов;

проведение забастовок, массовых собраний и акций.

Кроме того, согласно данному Указу Президента возможно применение следующих ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных соответствующими нормами Закона.

  1. Введение трудовой повинности для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые возникли в период действия военного положения (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона).

Согласно утвержденному постановлением Кабмина № 753 от 13.07.2011 «Порядку привлечения трудоспособных лиц к общественно полезным работам в условиях военного положения» в число таких привлеченных, прежде всего, войдут безработные и другие незанятые лица, работники предприятий, не выполняющих оборонные заказы и не входящих в состав гражданской защиты, лица, занятые в личных крестьянских хозяйствах, студенты ВУЗов и учащиеся профтехучилищ, а также самостоятельно занятые лица.

  1. Право на принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности и изъятие имущества государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства с выдачей об этом соответствующих документов установленного образца (п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменение режима их работы, проведение других изменений производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Введение комендантского часа (запрета пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также установление специального режима светомаскировки (п. 5 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Установление особого режима въезда и выезда (в/из страны), ограничение свободы передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движения транспортных средств (п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона).

Запрет гражданам, находящимся на военном или специальном учете в Минобороны, СБУ или СВР Украины, менять место жительства (место нахождения) без разрешения военкома или руководителя соответствующего силового органа; ограничение прохождения альтернативной (невоенной) службы (п. 16 ч. 1 ст. 8 Закона).

  1. Проверка документов у лиц, а в случае необходимости проведение досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией (п. 7 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий (п. 8 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Право на запрет деятельности политических партий и общественных объединений, если она направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения (п. 9 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Установление запрета или ограничения на выбор места пребывания или места жительства лиц на территории, на которой действует военное положение (п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Регулирование работы предприятий телекоммуникаций, полиграфии, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций и учреждений культуры и СМИ, а также использование местных радиостанций, телецентров и типографий для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрещение работы приемо-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачи информации через компьютерные сети (п. 11 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Изъятие у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационного оборудования, телевизионной, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров, а также в случае необходимости другие технических средств связи (п. 12 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Запрет торговли оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе (п. 13 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Установление для физических и юридических лиц военно-квартирной повинности по расквартированию военнослужащих, лиц состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений (п. 17 ч. 1 ст. 8 Закона).
  1. Отстранение от должностей руководителей предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими определенных этим Законом обязанностей и назначение исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций (п. 21 ч. 1 ст. 8 Закона).

Не лишним будет также отметить и то, что согласно статье 15 Закона в случае создания на местах военных администраций к ним перейдут практически все полномочия местных органов власти, в том числе — в сфере финансового, бюджетного, хозяйственного, инфраструктурного, социально-культурного и иного обеспечения существования соответствующих административно-территориальных единиц.

Финансирование деятельности военных администраций по выполнению полномочий органов местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов, выполнение других функций — за счет средств Госбюджета Украины (ч. 6 ст. 4 Закона).

Напоследок следует отметить, что утвержденный парламентариями Указ Президента о введении военного положения в отдельных местностях Украины вместе с законом о его утверждении должны быть официально обнародованы уже сегодня, 27 ноября. И именно с этого момента они вступят в законную силу.

Андрей Малявкин

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: военное положение

Рейтинг страницы: 3.6/5 на основе 5 оценок.




Другие новости


Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.