Доминанта

Что бухучет нам приготовил?

29 нояб. 2017

Вместо пролога:

«Хорошего бухгалтера трудно найти…

Поэтому бухгалтер Вера Павловна уже 10 лет числится в розыске….»

 

5 октября 2017 года парламентом принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений» от 05.10.2017 г. № 2164-VIII который в большей своей части вступит в силу с 1 января 2018 года.

Каких же новаций от данного закона ожидать?

Первое, что следует сказать – круг действия закона остался неизменным и его нормы распространяются на все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее – предприятия), которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность, а также на операции по выполнению государственного и местных бюджетов, и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Классификация предприятий:

Из нововведений – это установление градации предприятий на микро, малые, средние и большие. Такое деление предприятий осуществляется исходя из показателей их финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному. Для отнесения предприятия к конкретной категории, необходимо установить соответствие его хотя бы двум из предусмотренных критериев:

          

Новосозданные предприятия для определения своей категории берут данные своей фин. отчетности за текущий год.

Следует сказать, что на сегодняшний день для целей бухучета применяется градация, предусмотренная ст. 55 Хозяйственного кодекса, которая делит субъектов предпринимательства немного по другим критериям -  в зависимости от суммы годового дохода. Данная статья не была изменена, а, следовательно, могут возникнуть некоторые коллизии в применении данных норм.

Дополнительно в законе появляется понятие «предприятия, представляющие общественный интерес», к которым будут принадлежать предприятия – эмитенты ценных бумаг (допущенных к биржевым торгам), банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям) и предприятия, которые в соответствии с Законом о бухучете относятся к крупным предприятиям.

Организация бух учета:

Предприятиям предоставляется право избрать формы ведения бухгалтерского учета:

- путем самостоятельного ведения учета собственником или руководителем. (данная форма не применима для предприятий чья отчетность подлежит обнародованию и для предприятий бюджетной сферы).

- введением в штат бухгалтера или создания бухгалтерской службы. (для предприятий, представляющих общественный интерес, – создание бухгалтерской службы, минимум из 2-х человек является обязанностью!! При этом законом предусмотрены квалификационные характеристики для главных бухгалтеров таких предприятий).

- ведение учета привлеченным специалистом или на договорной основе субъектом предпринимательства, который ведет деятельность в сфере бух учета и аудита. (в случае если бухгалтерский учет предприятия ведется предприятием, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и /или аудиторской деятельности, финансовую отчетность подписывают руководитель предприятия или уполномоченное лицо, а также руководитель предприятия, осуществляющего деятельность в сфере бухгалтерского учета и /или аудиторской деятельности или уполномоченное им лицо).

Несущественные ошибки.

Как и ранее закон устанавливает обязательные реквизиты первичной документации, однако впервые на законодательном уровне закреплена норма, что несущественные недостатки в первичных документах не являются основанием для отказа в признании такой операции при условии, что такие недостатки не препятствуют идентификации сторон сделки, содержат сведения о дате составлении документа, название предприятия от имени которого составлен документ, а также содержание и объём операций.

Следует отметить, что, еще начиная с 2014 года ВАСУ в своих решениях неоднократно высказывал более лояльную позицию по данному вопросу, поэтому при всей позитивности данной нормы всё-таки видна тенденция ужесточения фискальной позиции государства.

Среди других законодательных новаций закона можно отметить следующие:

Финотчетность должны будут подписать два человека: руководитель или собственник, а также бухгалтер или лицо обеспечивающее ведение бухучета (руководитель бухгалтерской фирмы);

Финотчетность не является ни коммерческой тайной ни конфиденциальной информацией в связи с чем предприятия обязаны предоставлять копии финотчетности всем желающим по их письменному запросу на протяжении 5 рабочих дней;

Право на составление финотчетности в сокращенном варианте буду иметь микропредприятия, малые предприятия, непредпринимательские общества и представительства иностранных фирм (если они не обязаны сдавать отчетность по МСФО);

Появление новых отчетов:

  • отчета о платежах в пользу государства. Это документ, содержащий детализированную информацию о налогах, сборах и других платежах предприятий, подлежащие уплате в пользу государства в соответствии с законом, который подается предприятиями, которые осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес;
  • отчета об управлении. Это документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные риски в его деятельности

Появится понятие «таксономия финансовой отчетности» – состав статей и показателей финансовой отчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию. Таксономия финансовой отчетности утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета. Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность по международным стандартам составляются на основании таксономии финансовой отчетности по международным стандартам.

Главным позитивным изменением закона на мой взгляд является) закрепление на нормативном уровне возможности передать ведение бухучета на аутсорсинг специализированным фирмам, с возможностью возложения на них ответственности за допущенные нарушения при ведении учета. Однако, при всем этом следует сказать, что формулировки многих норм закона неоднозначны и это может привести к возникновению проблем при их реализации, в связи с чем, нам остается только ждать как сформируется практика.

 

 

 

   Алексей Ющенко

   руководитель корпоративной практики АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: бухучет, закон

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.