Доминанта

Что нам приготовила медицинская реформа?

20 окт. 2017

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день практически все нормы, гарантирующие гражданам бесплатное получение медицинской помощи, являются мертвыми, а сама система превратилась в рудимент старой советской системы здравоохранения.

Поэтому совершенно неудивительно, что в последние годы все чаще обсуждается тема необходимости реформирования системы охраны здоровья.

Особенно остро это ощущается в последний месяц, когда только ленивый не высказывался по поводу «горячего» законопроекта, который Верховная Рада приняла 19.10.2017 года.

У Закона есть свои ненавистники и есть приверженцы. Во всем этом многообразии субъективных оценок реформы человеку, далекого от законотворчества, сложно разобраться в происходящем и определить свое «про» или «контра». Поэтому далее излагаю основные положения принятых законов в тезисах.

 

  1. Реформа не предполагает перехода на модель обязательной страховой медицины

Ввиду отсутствия объективной и доступной информации о реформе уже неоднократно слышал от разных людей, в том числе и от студентов, обучающихся в медицинском вузе, что у нас в ближайшем будущем заработает страховая модель медицины.

Действительно, в Верховную Раду еще в 2016 году подан проект Закона «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании в Украине», однако этот Закон не стоит на повестке дня. Принятый же Закон об обязательном страховании не содержит ни слова.

 

  1. Внедрение государственного гарантированного пакета медицинских услуг

Да-да, вы не ослышались, государство дает нам очередную гарантию. А как известно, гарантированные государством гарантии – самые надежные.

В рамках такого гарантированного пакета государство берет на себя обязанность перед пациентом по оплате соответствующих медицинских услуг и лекарственных средств при экстренной, первичной, вторичной, третичной и паллиативной медицинской помощи.

Что касается медицинских услуг и лекарственных средств, которые будут предоставляться в рамках первичной, паллиативной или экстренной помощи, то государство берет на себя полную оплату.

Вопрос оплаты государством вторичной и третичной медицинской помощи на сегодняшний день является открытым и будет оставаться таковым до утверждения гарантированного пакета.

 

 

  1. Договор о медицинском обслуживании населения

Данный договор заключается в пользу третьих лиц - пациентов в части предоставления медицинских услуг и лекарственных средств поставщиками медицинских услуг пациентам.

Иными словами - если пациент захочет получить медицинскую помощь в рамках гарантированного пакета медицинских услуг, то сможет он это сделать только в учреждении, заключившим этот договор с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере организации финансирования предоставления медицинских услуг и лекарственных средств (по проекту – Национальная служба здоровья Украины).

Что однозначно хорошо – договор можно заключать с учреждениями любой формы собственности и физическими лицами-предпринимателями, которые получили лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.

Это значит, что выбор медучреждений будет значительно шире и получить бесплатно медицинскую помощь можно будет также в частных учреждениях.

А это, в свою очередь, будет означать, что государственным и коммунальным учреждениям придется сражаться за пациента в рыночных конкурентных условиях, что рано или поздно приведет к повышению качества предоставляемых услуг.

 

  1. Выбор врача путем предъявления декларации

Врача по оказанию первичной медицинской помощи пациент сможет выбрать себе сам. Происходить это будет путем подачи соответствующей декларации, с проектом которой вы сможете ознакомиться по ссылке ниже.

Форма декларации и порядок выбора врача по оказанию первичной медицинской помощи утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

 

  1. Внедрение электронной системы здравоохранения

По задумке законодателя учет всех медицинских услуг, хранение и обмен медицинской информацией должен перейти в автоматическую цифровую форму. Система будет представлять собой единую базу данных доступ к которой будет четко регламентирован.

Получить доступ к этим данным можно будет только при наличии письменного согласия самого пациента. В случае отсутствия такового получить доступ к базе можно будет только при наличии признаков реальной угрозы жизни пациента и при объективной невозможности получить такое согласие.

По общему правилу доступ к информации о пациенте, содержащийся в системе, предоставляется врачу по оказанию первичной медицинской помощи, которого выбрал пациент, а также другим врачам по его направлению в пределах, необходимых для предоставления медицинских услуг такими врачами.

В перспективе внедрение электронной системы здравоохранения позволит уйти от бумажной волокиты, что, по моему мнению, пойдет на пользу как врачу, так и самому пациенту, которому не придется носить с собой медицинскую книжку.

 

  1. Пациент – не только больной

Одно из спорных, на мой взгляд, положений Закона, которое предусматривает, что пациенты — это физические лица, а именно граждане Украины и члены их семей первой степени родства (родители, супруг, дети) из числа иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины.

Определение это значительно расширяет дефиницию «пациента», данную в Законе Украины «Об основах законодательства Украины об охране здоровья» (далее – «Основы»).

С точки зрения Закона в указанной редакции пациент — это любой гражданин Украины, даже если он пребывает в здравии и наматывает уже свой пятый круг на утренней пробежке. Более того, одновременно являются пациентами и его родители, только вчера собравшие богатый урожай картофеля на грядке и жена, дожаривающая омлет к завтраку.

Отбрасывая долю иронии и рассматривая указанную норму в логической связи с Основами приходим к выводу, что законодатель, возможно, задался целью определить круг лиц, которые в соответствующих случаях (обращение за мед.помощью и/или получение таковой) приобретают статус пациента.

С другой стороны, логическая связь с Основами помимо неоднозначности приводит еще и к серьезным противоречиям в части права пациента на врачебную тайну.

Как известно, Основы гарантируют каждому пациенту право на тайну о состоянии своего здоровья, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе, а также о сведениях, полученных при его медицинском обследовании.

Поскольку правом на получение этой информации обладает сам совершеннолетний пациент, то на получение такой информации будут иметь все совершеннолетние лица, определенные Законом как «пациент» (члены семей первой степени родства пациента (родители, супруг, дети).

 

  1. Когда можно будет почувствовать изменения?

Первичная медицинская помощь, получение лекарственных средств будет проходить по новым правилам уже с 1 января 2018 года.

Это значит, что к своему семейному врачу с января 2018 года вы будете обращаться по новым правилам. Впрочем, до этих изменений осталось чуть более 3- месяцев, так что можете уже задаться поиском нужного вам врача, которому вы доверите свое здоровье. Учтите, что ограничений по месту проживания пациента больше не будет и вы праве выбрать врача в любой точке Украины.

Таковы основные положения Закона, который вызвал особенный резонанс в обществе. Опуская ряд противоречий с действующими законами, которые, по уже сложившейся традиции, будут исправлены в ближайшее время после практической «обкатки», безусловно, необходимость принятия такого закона очевидна.

Вместе с тем, при более пристальном и детальном его изучении становится понятно, что формально это не реформа в полном смысле этого слова.

МОЗ убеждает всех об отсутствии противоречий с конституцией и наоборот, о полном соответствии Закона основному Закону. Таким образом, презюмируя отсутствие противоречий с Конституцией, законодатель не реформирует, а лишь детализирует и совершенствует реализацию права, которое он сам и гарантировал. А поскольку «реформа» - это прежде всего глубинные преобразования, то реформой это можно назвать с натяжкой.

Впрочем, неважно как это называть, главное, чтобы это сработало.

Ниже можете ознакомиться с предоставленными Министерством Охраны здоровья сопутствующими проектами

Проект декларации выбора врача.

Перечень гарантированных диагностических процедур

Порядок предоставления первичной помощи

 

 

 

 

    Виталий Булат 

    ведущий юрист ОА "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: медреформа, реформа здравохранения, медицина

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 3 оценок.




Другие новости


Захист авторських прав на похідний музичний твір

Проблема захисту авторських прав актуальна не тільки для України, але і для світового співтовариства.

Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.