Доминанта

Что принесет нам со следующего года принятый закон об использовании земель сельхозназначения

3 сент. 2018

10 июля был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о решении вопроса коллективной собственности на землю, усовершенствовании правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» (далее – Закон). Вступит он в законную силу с 01 января 2019 года.

Принятие данного закона вызвано необходимостью урегулировать ситуацию, которая сложилась после распада коллективных сельскохозяйственных предприятий и распаевания их имущества между участниками, в частности, земель.

Значительные проблемы в использовании земель сельхозназначения создает многолетняя законодательная нерешенность вопроса коллективной собственности на землю. Земельный кодекс Украины 1990 года определял, кроме государственной и частной, также коллективную форму собственности. На сегодня же Конституция Украины не предусматривает такой формы собственности как коллективная. Не содержит законодательство и механизма управления землями коллективной собственности.

В первую очередь новый закон устанавливает порядок перехода права коллективной собственности на землю на право частной и коммунальной собственности.

После вступления в силу Закон будет основанием для государственной регистрации права коммунальной собственности территориальных общин сел, поселков, городов на земли коллективной собственности, ликвидированных коллективных сельхозпредприятий (кроме земель, что на момент вступления Закона в силу находятся в частной собственности).

Общему собранию членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, деления на части земель в которых завершилось, предоставлена ​​возможность к 01.01.2025 года перераспределить между собой (допаивать) остаток сельскохозяйственных угодий и передать земли несельскохозяйственного назначения в коммунальную собственность.

Также устанавливается конечный срок оформления права собственности неистребованных земельных участков до 01.01.2025 года. Если к этому времени собственник неистребованного пая или его наследник не оформит право собственности на эту землю, он считается таким, что отказался от ее получения.

С 2025 года органы местного самоуправления имеют право обращаться в суд с заявлением о передаче в коммунальную собственность земельных участков коллективной собственности в порядке признания имущества бесхозным (с установлением права владельцев невостребованных (нераспределенных) земельных участков, которые по уважительным причинам пропустили срок выделения их в натуре (на местности), бесплатно получить земельные участки из земель коммунальной собственности в течение 7 лет.

Массив земель сельскохозяйственного назначения будет определен как отдельный объект Государственного земельного кадастра.

 Также предусматривается проведение инвентаризации земель сельхозназначения, в результате которой ошибки в определении границ и конфигурации земельных участков должны быть исправлены, а сведения обо всех земельных участках, расположенных в массиве, должны быть внесены в Государственный земельный кадастр.

 В процессе инвентаризации которой будет осуществляться:

- исправление ошибок Государственного земельного кадастра по земельным участкам, которые расположены в пределах массива;

- формирование земельных участков «невостребованных паев», земельных участков под полевыми дорогами;

- внесение в Государственный земельный кадастр сведений о границах массива земель сельскохозяйственного назначения.

С 2019 года собственники земельных участков всех форм собственности, которые расположены в одном массиве земель сельхозназначения, смогут обмениваться такими участками.

При этом обмен участка государственной или коммунальной собственности на другой участок возможен при условии, что нормативная денежная оценка этих участков различается не более чем на 10%.

Важные изменения вносятся в Закон Украины «Об аренде земель».

Так, арендаторы земельных участков, расположенных в массиве, наделяются правом предоставлять их в субаренду арендатору другого земельного участка в том же массиве, без согласования с арендодателем, оставаясь ответственным за выполнение договора аренды.

Землепользователю, который использует земельные участки общей площадью не менее 75% от всей площади массива, имеет право получать в аренду другие земельные участки массива при условии предоставления взамен в субаренду другого земельного участка, расположенного в этом же массиве. В случае отказа договор аренды заключается по решению суда.

Арендатор существенной части массива (от 75%) имеет преимущественное право на получение в аренду других паев в этом массиве земель. Это правило не применяется, если у другого арендатора возникает преимущественное право на основании ст. 33 Закона Украине «Об аренде земель», то есть он уже арендовал эти земли и надлежащим образом исполнял условия договора.

Кроме того, Закон урегулировал порядок использования полевых дорог и лесополос.

Земли под этими объектами будут передаваться в аренду физическим и юридическим лицам без проведения земельных торгов. При этом для аренды полевых дорог установлен срок в 7 лет, а договора об аренде лесополос обязательно будут содержать условия касательно содержания и сохранения таких полос для обеспечения выполнения ими функций агролесотехнической мелиорации.

В завершение отметим, что данный Закон должен привести в порядок учет земель сельхозназначения, определить границы и собственника каждого участка, что позволит надлежащим образом оформлять право пользования такими землями. Положения Закона направлены в основном на урегулирование отношений между крупными агрофирмами, которые ведут иногда настоящие войны за право арендовать тот или иной массив земель сельхозназначения. При этом ничего хорошего для физических лиц-собственников паев этот Закон не содержит. 

 

 

  

   Светлана Хомко 

   младший юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: с/х, аренда земли

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение