Доминанта

Что принесет нам со следующего года принятый закон об использовании земель сельхозназначения

3 сент. 2018

10 июля был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о решении вопроса коллективной собственности на землю, усовершенствовании правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» (далее – Закон). Вступит он в законную силу с 01 января 2019 года.

Принятие данного закона вызвано необходимостью урегулировать ситуацию, которая сложилась после распада коллективных сельскохозяйственных предприятий и распаевания их имущества между участниками, в частности, земель.

Значительные проблемы в использовании земель сельхозназначения создает многолетняя законодательная нерешенность вопроса коллективной собственности на землю. Земельный кодекс Украины 1990 года определял, кроме государственной и частной, также коллективную форму собственности. На сегодня же Конституция Украины не предусматривает такой формы собственности как коллективная. Не содержит законодательство и механизма управления землями коллективной собственности.

В первую очередь новый закон устанавливает порядок перехода права коллективной собственности на землю на право частной и коммунальной собственности.

После вступления в силу Закон будет основанием для государственной регистрации права коммунальной собственности территориальных общин сел, поселков, городов на земли коллективной собственности, ликвидированных коллективных сельхозпредприятий (кроме земель, что на момент вступления Закона в силу находятся в частной собственности).

Общему собранию членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, деления на части земель в которых завершилось, предоставлена ​​возможность к 01.01.2025 года перераспределить между собой (допаивать) остаток сельскохозяйственных угодий и передать земли несельскохозяйственного назначения в коммунальную собственность.

Также устанавливается конечный срок оформления права собственности неистребованных земельных участков до 01.01.2025 года. Если к этому времени собственник неистребованного пая или его наследник не оформит право собственности на эту землю, он считается таким, что отказался от ее получения.

С 2025 года органы местного самоуправления имеют право обращаться в суд с заявлением о передаче в коммунальную собственность земельных участков коллективной собственности в порядке признания имущества бесхозным (с установлением права владельцев невостребованных (нераспределенных) земельных участков, которые по уважительным причинам пропустили срок выделения их в натуре (на местности), бесплатно получить земельные участки из земель коммунальной собственности в течение 7 лет.

Массив земель сельскохозяйственного назначения будет определен как отдельный объект Государственного земельного кадастра.

 Также предусматривается проведение инвентаризации земель сельхозназначения, в результате которой ошибки в определении границ и конфигурации земельных участков должны быть исправлены, а сведения обо всех земельных участках, расположенных в массиве, должны быть внесены в Государственный земельный кадастр.

 В процессе инвентаризации которой будет осуществляться:

- исправление ошибок Государственного земельного кадастра по земельным участкам, которые расположены в пределах массива;

- формирование земельных участков «невостребованных паев», земельных участков под полевыми дорогами;

- внесение в Государственный земельный кадастр сведений о границах массива земель сельскохозяйственного назначения.

С 2019 года собственники земельных участков всех форм собственности, которые расположены в одном массиве земель сельхозназначения, смогут обмениваться такими участками.

При этом обмен участка государственной или коммунальной собственности на другой участок возможен при условии, что нормативная денежная оценка этих участков различается не более чем на 10%.

Важные изменения вносятся в Закон Украины «Об аренде земель».

Так, арендаторы земельных участков, расположенных в массиве, наделяются правом предоставлять их в субаренду арендатору другого земельного участка в том же массиве, без согласования с арендодателем, оставаясь ответственным за выполнение договора аренды.

Землепользователю, который использует земельные участки общей площадью не менее 75% от всей площади массива, имеет право получать в аренду другие земельные участки массива при условии предоставления взамен в субаренду другого земельного участка, расположенного в этом же массиве. В случае отказа договор аренды заключается по решению суда.

Арендатор существенной части массива (от 75%) имеет преимущественное право на получение в аренду других паев в этом массиве земель. Это правило не применяется, если у другого арендатора возникает преимущественное право на основании ст. 33 Закона Украине «Об аренде земель», то есть он уже арендовал эти земли и надлежащим образом исполнял условия договора.

Кроме того, Закон урегулировал порядок использования полевых дорог и лесополос.

Земли под этими объектами будут передаваться в аренду физическим и юридическим лицам без проведения земельных торгов. При этом для аренды полевых дорог установлен срок в 7 лет, а договора об аренде лесополос обязательно будут содержать условия касательно содержания и сохранения таких полос для обеспечения выполнения ими функций агролесотехнической мелиорации.

В завершение отметим, что данный Закон должен привести в порядок учет земель сельхозназначения, определить границы и собственника каждого участка, что позволит надлежащим образом оформлять право пользования такими землями. Положения Закона направлены в основном на урегулирование отношений между крупными агрофирмами, которые ведут иногда настоящие войны за право арендовать тот или иной массив земель сельхозназначения. При этом ничего хорошего для физических лиц-собственников паев этот Закон не содержит. 

 

 

  

   Светлана Хомко 

   младший юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: с/х, аренда земли

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Отмена штрафов

Президент Украины Владимир Зеленский вызвал резонансное обсуждение со стороны общественности проведением инвентаризации указов, которые препятствовали развитию бизнеса.

Єдиний податок і ЗЕД…

Здавалося, що останнім часом кардинальних змін в регулюванні єдиного податку не сталось, пороте, досить часто на консультаціях з вуст клієнтів звучить інформація, що здійснення зовнішньоекономічної діяльності (ЗЕД) на спрощеній системі заборонено.  

В Одессе прокуратура возвращает себе функцию общего надзора, сама, как может.

В последние дни многие одесские предприниматели получили такие вот «письма счастья».