Доминанта

Что стоит знать размещая рекламу?

6 июня 2018

На сегодняшний день представить нашу жизнь без рекламы практически невозможно. Различная реклама окружает нас практически во всех аспектах нашей жизни. Сложно представить бизнес, который не прибегает к рекламе своей деятельности. На начальном этапе принятия решения о старте рекламной компании своего предприятия важно помнить, что помимо качественного рекламного материала еще необходимо, что бы реклама соответствовала нормам законодательства. В противном случае – усилия и средства, которые были потрачены на разработку рекламы могут оказаться напрасными.

В данной статье мы разберемся с тем, какие основные требования устанавливает законодатель для рекламы и какие последствия могут быть за нарушение рекламного законодательства.

Стоит начать с того, что законодатель определил, что рекламой является сведение о лицах или же товарах, которые распространяются различными способами и предназначены для того, чтобы сформировать мнение или поддержать осведомленность потребителей относительно лиц или товаров.

Необходимо понимать, что реклама – это не только биллборды над дорогами и вывески в торговых центрах, реклама – это также информация соответствующего характера в интернете, в том числе и посты рекламного характера в социальных сетях (Instagram, Facebook и др.).

Статья 8 Закона Украины «О рекламе» определяет исчерпывающий перечень сведений, которые не могут быть использованы в рекламе, к таким сведениям относятся:           

  • Дискриминационные сведения о людях по их расовым, социальным религиозным, языковым и др. признакам;
  • Психологические приемы, которые действуют непосредственно на подсознание человека и могут причинить ему вред;
  • Изображение и другие сведения, в которых используется государственная символика;
  • Также запрещено без наличия лицензий и сертификатов у рекламодателя, рекламировать товары, производство и продажа которых требует обязательной сертификации или лицензирования;
  • Графическое изображение людей или их имен без их обязательного письменного согласия;
  • Информация об услугах гадания и ворожения и другие.

Цены в рекламе должны указываться в национальной валюте гривне.

Также реклама не должна нарушать права интеллектуальной собственности третьих лиц. Помимо вышеописанных общих требований к рекламе, есть также специальные требования, которые распространяться на рекламу конкретных видов деятельности, их мы рассмотрим ниже.

Реклама концертов, гастролей, фестивалей

В рекламе данных услуг обязательным условием является упоминание об использовании/неиспользовании фонограммы. При этом такое упоминание должно занимать не менее 5% общей площади афиши или другого рекламного носителя.

Реклама о строительстве жилых домов

В данном виде рекламы обязательным условием является то, что рекламировать постройку жилого дома, который строится за негосударственные средства можно исключительно в том случае, если у рекламирующего субъекта есть документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, на котором строится здание и иная разрешительная документация на строительство.

Реклама медицинских услуг и препаратов

В такой рекламе запрещено использовать элементы, которые могут дать потребителю ложное впечатление о действии препарата и о том, что консультация у специалистов не является обязательной. В рекламе нельзя гарантировать лечебный эффект от употребления препарата и законодательством запрещена реклама лекарственных препаратов, которые отпускаются исключительно по рецепту врача.

Обязательными элементами любой рекламы являются упоминание о необходимости получения консультации у врача перед началом употребления препарата и ознакомление с инструкцией о применении. Достаточно распространенной в данном контексте является фраза: «Самолікування  може  бути шкідливим для вашого здоров'я», которая в свою очередь должна занимать не менее 15% от общей площади рекламного материала.                Одним из самых распространённых нарушений в рекламе лечебных средств и препаратов, является изображение врачей или другого медицинского персонала вместе с упоминаниями о лекарстве и методиках лечения.               

Реклама алкогольной продукции               

Законодательством установлены достаточно жесткие ограничения по рекламе алкогольной продукции. Алкоголь нельзя рекламировать посредством наружной рекламы и печатных СМИ (кроме специализированных изданий). Реклама алкоголя по телевизору запрещена с 6 часов утра до 23 часов.Однако, законодатель не запрещает упоминание о производителе алкогольной продукции в рекламе мероприятия, в котором он выступает спонсором. *Детальнее со специальными ограничениями рекламы тех или иных видов деятельности можно ознакомится в разделе 3 Закона Украины «О рекламе».              

Реклама скидок                

Отдельно стоит упомянуть об информации о скидках. Логично, что, делая скидку на какой-либо товар, производитель желает, чтобы об этом узнали, как можно больше потенциальных потребителей. Стоит знать, что при рекламе скидок, обязательным условием является то, что в рекламе обязательно должны быть ведомости про:·         место;·         дату начала и конца скидки;·         соотношение цены со скидкой к цене, по которой обычно реализуется товар.                В противном случае, Ваша реклама может привлечь внимание не потребителей, а контролирующих органов. 

Ответственность за нарушение рекламного законодательства

Законом Украины «О рекламе» предусмотрено, что ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы могут нести рекламодатели, распространители и производители рекламы. Заказчик рекламы несет ответственность непосредственно за содержание рекламного материала. Нарушая вышеописанные правила рекламодатель может быть привлечен к ответственности, которая составляет пятикратный размер от стоимости заказанной рекламы. Очевидным будет вопрос, а что если цену установить невозможно? Это связано с тем, что большинство дизайнеров и художников выполняют заказы, не прибегая к их договорному оформлению. В таком случае штраф будет составлять 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (примерно 5400 грн.) и может быть удвоен за повторное нарушение. Важно помнить, что уполномоченный орган, который может накладывать штраф за нарушение рекламного законодательства, является Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.

Подводя итог можно сделать вывод, что, соблюдая требования рекламного законодательства, которое является достаточно компромиссным, можно избежать нежелательных последствий в виде штрафов, и судебных разбирательств.

 

    

 

 

   Федотов Максим                                                   

   помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: реклама, рекламное законодательство

Рейтинг страницы: 4/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері містобудування: життя після 01.06.2020

За коронавірусною панікою та карантином можна легко пропустити важливі зміни, які відбуваються в українському законодавстві. Так, серед іншого наразі вступає в активну фазу реалізація реформи сфери містобудування.

ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ (КИК) В УКРАИНЕ.

Думаю у всех, кто читал книгу-расследование «Прачечная» (Laundromat) пулитцеровского лауреата Джейка Бернштейна, осталось впечатление что от нас ушла целая эпоха и миру офшорной секретности пришёл конец. Но Украина долгие годы оставалась в стороне он мировых тенденций борьбы с агрессивным международным налоговым планированием и внедрения планов BEPS.

Як уникнути банкрутства, якщо бізнес на межі неплатоспроможності?

Скрутний стан економіки України, наслідки карантину, несприятливі погодні умови для аграріїв на сьогодні ставлять підприємства під загрозу банкрутства та повного припинення їх діяльності.