Доминанта

Что стоит знать размещая рекламу?

6 июня 2018

На сегодняшний день представить нашу жизнь без рекламы практически невозможно. Различная реклама окружает нас практически во всех аспектах нашей жизни. Сложно представить бизнес, который не прибегает к рекламе своей деятельности. На начальном этапе принятия решения о старте рекламной компании своего предприятия важно помнить, что помимо качественного рекламного материала еще необходимо, что бы реклама соответствовала нормам законодательства. В противном случае – усилия и средства, которые были потрачены на разработку рекламы могут оказаться напрасными.

В данной статье мы разберемся с тем, какие основные требования устанавливает законодатель для рекламы и какие последствия могут быть за нарушение рекламного законодательства.

Стоит начать с того, что законодатель определил, что рекламой является сведение о лицах или же товарах, которые распространяются различными способами и предназначены для того, чтобы сформировать мнение или поддержать осведомленность потребителей относительно лиц или товаров.

Необходимо понимать, что реклама – это не только биллборды над дорогами и вывески в торговых центрах, реклама – это также информация соответствующего характера в интернете, в том числе и посты рекламного характера в социальных сетях (Instagram, Facebook и др.).

Статья 8 Закона Украины «О рекламе» определяет исчерпывающий перечень сведений, которые не могут быть использованы в рекламе, к таким сведениям относятся:           

  • Дискриминационные сведения о людях по их расовым, социальным религиозным, языковым и др. признакам;
  • Психологические приемы, которые действуют непосредственно на подсознание человека и могут причинить ему вред;
  • Изображение и другие сведения, в которых используется государственная символика;
  • Также запрещено без наличия лицензий и сертификатов у рекламодателя, рекламировать товары, производство и продажа которых требует обязательной сертификации или лицензирования;
  • Графическое изображение людей или их имен без их обязательного письменного согласия;
  • Информация об услугах гадания и ворожения и другие.

Цены в рекламе должны указываться в национальной валюте гривне.

Также реклама не должна нарушать права интеллектуальной собственности третьих лиц. Помимо вышеописанных общих требований к рекламе, есть также специальные требования, которые распространяться на рекламу конкретных видов деятельности, их мы рассмотрим ниже.

Реклама концертов, гастролей, фестивалей

В рекламе данных услуг обязательным условием является упоминание об использовании/неиспользовании фонограммы. При этом такое упоминание должно занимать не менее 5% общей площади афиши или другого рекламного носителя.

Реклама о строительстве жилых домов

В данном виде рекламы обязательным условием является то, что рекламировать постройку жилого дома, который строится за негосударственные средства можно исключительно в том случае, если у рекламирующего субъекта есть документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, на котором строится здание и иная разрешительная документация на строительство.

Реклама медицинских услуг и препаратов

В такой рекламе запрещено использовать элементы, которые могут дать потребителю ложное впечатление о действии препарата и о том, что консультация у специалистов не является обязательной. В рекламе нельзя гарантировать лечебный эффект от употребления препарата и законодательством запрещена реклама лекарственных препаратов, которые отпускаются исключительно по рецепту врача.

Обязательными элементами любой рекламы являются упоминание о необходимости получения консультации у врача перед началом употребления препарата и ознакомление с инструкцией о применении. Достаточно распространенной в данном контексте является фраза: «Самолікування  може  бути шкідливим для вашого здоров'я», которая в свою очередь должна занимать не менее 15% от общей площади рекламного материала.                Одним из самых распространённых нарушений в рекламе лечебных средств и препаратов, является изображение врачей или другого медицинского персонала вместе с упоминаниями о лекарстве и методиках лечения.               

Реклама алкогольной продукции               

Законодательством установлены достаточно жесткие ограничения по рекламе алкогольной продукции. Алкоголь нельзя рекламировать посредством наружной рекламы и печатных СМИ (кроме специализированных изданий). Реклама алкоголя по телевизору запрещена с 6 часов утра до 23 часов.Однако, законодатель не запрещает упоминание о производителе алкогольной продукции в рекламе мероприятия, в котором он выступает спонсором. *Детальнее со специальными ограничениями рекламы тех или иных видов деятельности можно ознакомится в разделе 3 Закона Украины «О рекламе».              

Реклама скидок                

Отдельно стоит упомянуть об информации о скидках. Логично, что, делая скидку на какой-либо товар, производитель желает, чтобы об этом узнали, как можно больше потенциальных потребителей. Стоит знать, что при рекламе скидок, обязательным условием является то, что в рекламе обязательно должны быть ведомости про:·         место;·         дату начала и конца скидки;·         соотношение цены со скидкой к цене, по которой обычно реализуется товар.                В противном случае, Ваша реклама может привлечь внимание не потребителей, а контролирующих органов. 

Ответственность за нарушение рекламного законодательства

Законом Украины «О рекламе» предусмотрено, что ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы могут нести рекламодатели, распространители и производители рекламы. Заказчик рекламы несет ответственность непосредственно за содержание рекламного материала. Нарушая вышеописанные правила рекламодатель может быть привлечен к ответственности, которая составляет пятикратный размер от стоимости заказанной рекламы. Очевидным будет вопрос, а что если цену установить невозможно? Это связано с тем, что большинство дизайнеров и художников выполняют заказы, не прибегая к их договорному оформлению. В таком случае штраф будет составлять 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (примерно 5400 грн.) и может быть удвоен за повторное нарушение. Важно помнить, что уполномоченный орган, который может накладывать штраф за нарушение рекламного законодательства, является Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.

Подводя итог можно сделать вывод, что, соблюдая требования рекламного законодательства, которое является достаточно компромиссным, можно избежать нежелательных последствий в виде штрафов, и судебных разбирательств.

 

    

 

 

   Федотов Максим                                                   

   помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: реклама, рекламное законодательство

Рейтинг страницы: 4/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Отмена штрафов

Президент Украины Владимир Зеленский вызвал резонансное обсуждение со стороны общественности проведением инвентаризации указов, которые препятствовали развитию бизнеса.

Єдиний податок і ЗЕД…

Здавалося, що останнім часом кардинальних змін в регулюванні єдиного податку не сталось, пороте, досить часто на консультаціях з вуст клієнтів звучить інформація, що здійснення зовнішньоекономічної діяльності (ЗЕД) на спрощеній системі заборонено.  

В Одессе прокуратура возвращает себе функцию общего надзора, сама, как может.

В последние дни многие одесские предприниматели получили такие вот «письма счастья».