Доминанта

ДЕЙСТВИЯ ЛИЦА ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ. Освобождения лица от задержания.

9 нояб. 2018

В жизни каждого из нас может возникнуть ситуация, когда уполномоченное лицо сообщает о задержания по подозрению в совершении уголовного преступления.

Однако, не всегда такая ситуация есть однозначной. В некоторых случаях задержания не являются законными.  О том, как различить законное задержание от незаконного, и как действовать в такой ситуации, если на самом деле лицо не виновно в совершении преступления.

Действующий УПК Украины отличает особенности законного задержания, которое может осуществляться как по решению следственного судьи, так и без наличия такого решения.

То есть, в большинстве случаев разрешение на задержание лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления предоставляет суд. Однако, законным может быть и задержание лица без наличия разрешения суда на такое задержание, но при наличии определенных условий.

Согласно ст.207 Уголовно-процессуального кодекса Украины, никто не может быть задержан без постановления следственного судьи, суда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Итак, законным задержанием без постановления следственного судьи, суда (кроме лиц, указанных в статье 482 УПК Украины), является задержание при наличии одного из следующих условий:

1) при совершении или покушении на совершение уголовного преступления;

2)непосредственно после совершения уголовного преступления или во время непрерывного преследования лица, подозреваемого в его совершении.

Уполномоченное должностное лицо имеет право без решения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, только в случаях:

1) если это лицо застигнуто при совершении преступления или покушения на его совершение;

2) если непосредственно после совершения преступления очевидец, в том числе потерпевший, или совокупность очевидных признаков на теле, одежде или месте происшествия указывают на то, что именно этот человек только совершивший преступление;

3) если есть обоснованные основания полагать, что возможно бегство с целью уклонения от уголовной ответственности лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого коррупционного преступления, отнесенного законом к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины.

В случае, если вышеуказанные условия в действиях отсутствуют, задержание лица является незаконным. В любом случае, если уполномоченные лица обращаются с требованием о задержании, следует обратить внимание на следующие рекомендации, а именно первоочередные действия, которые минимизируют негативные последствия.

Таким образом, в случае предъявления требования о задержании первоочередными действиями являются:

  1. Проверка документов, устанавливающих личность следователя или лиц, обращающихся с требованием о задержании, установленные этих лиц. Задержанный имеет право требовать предъявления оригиналов таких документов, как правило это удостоверение должностного лица. Необходимо по возможности записать ФИО лица, его должность, орган в котором лицо работает, номер и название документа, предъявлено для установления этого лица), а также поручения и/или доверенность на право осуществления задержания что позволят идентифицировать личности и полномочия на осуществление задержания.
  2. Вторым очень важным фактором, на который необходимо обратить внимание является определение самого момента задержания. Согласно нормам УПК Украины, лицо является задержанным с момента, когда она силой или через подчинение приказу вынуждена оставаться рядом с уполномоченным должностным лицом или в помещении, определенном уполномоченным должностным лицом. То есть, задержание начинается не с момента принятия процессуальных документов о таком задержании, а с момента, когда лицо лишено возможности свободно передвигаться, то есть «подвержено принуждению» не покидать место задержания свободно.
  3. В случае, когда лицо вынуждено подчиняться воле уполномоченных лиц, ни в коем случае нельзя самовольно покидать место задержания, применять меры физического воздействия к уполномоченным лицам. Необходимо найти двух незаинтересованными лиц (понятых), которые установят и зафиксируют момент (точное время) задержания и останутся с задержанным на составление протокола о задержании.

Уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание лица, должно немедленно сообщить задержанному на понятном ему языке основания задержания и в совершении какого преступления он подозревается, а также разъяснить право иметь защитника, получать медицинскую помощь, давать пояснения, показания или не говорить ничего по поводу подозрения против него, немедленно сообщить других лиц о его задержании и местонахождении в соответствии с положениями статьи 213 настоящего Кодекса, потребовать проверку обоснованности задержания и другие процессуальные права, предусмотренные настоящим Кодексом.

  1. Сразу после сообщения прав задержанного, последний имеет право связаться с адвокатом и/или своими родственниками. В случае, если своего адвоката лицо не имеет - уполномоченное должностное лицо, осуществившее задержание, обязано немедленно сообщить о задержании лица орган (учреждение), уполномоченный законом на предоставление бесплатной правовой помощи.

До приезда адвоката рекомендуем не сообщать уполномоченным лицам, осуществляющим задержания никакой информации, каких-либо сведений, кроме тех, которые указываются в паспортных документах - для установления личности задержанного.

  1. Если уполномоченное лицо начало составление протокола о задержании до приезда защитника, необходимо обратить внимание на содержание Протокола, а именно:

- место, дата и точное время (час и минуты) задержания (момент когда вы ограничены в свободно передвигаться);

- основания задержания;

- результаты личного обыска;

- ходатайства, заявления или жалобы задержанного, если такие поступали;

- полный перечень процессуальных прав и обязанностей задержанного.

Протокол о задержании подписывается лицом, его составившим, и задержанным. Копия протокола немедленно под роспись вручается задержанному, а также направляется прокурору.

Кроме того, очень важно в такой ситуации является то, что всегда есть право отказаться от подписи Протокола о задержании в присутствии двух понятых (незаинтересованных лиц), которые своими подписями удостоверяют отказ от подписи Протокола задержания лица самым задержанным. Не забывайте о том, что понятые важные лица, в данном случае, и, поэтому их контактные данные необходимо сохранить.

  1. В случае, если просят в добровольном порядке прибыть в сопровождении в соответствующее отделение полиции необходимо максимально оттянуть этот момент и дождаться защитника. Если все же Вы попали в отдел полиции – последите что бы в отделении немедленно зарегистрировали дату, точное время (час и минуты) доставки задержанного и другие сведения, предусмотренные законодательством.

Важно также отметить то, что уполномоченное должностное лицо, следователь, прокурор может осуществить обыск задержанного только с соблюдением специальных правил, предусмотренных частью седьмой статьи 223 и статьей 236 настоящего Кодекса.

О каждом задержании уполномоченное должностное лицо сразу сообщает с помощью технических средств ответственных лиц в подразделении органа досудебного расследования.

При наличии оснований для обоснованного подозрения, что доставленные задержанного продолжалось дольше, чем это необходимо, следователь обязан провести проверку для решения вопроса об ответственности виновных в этом лиц. По этому, в крайнем случае, в свободном порядке, вовремя задержания, можно написать и подать заявление следователю с целью проведения такой проверки.

Срок задержания лица без постановления следственного судьи, суда.

  1. Срок задержания лица без определения следственного судьи, суда не может превышать семидесяти двух часов с момента задержания, который определяется в соответствии с требованиями статьи 209 настоящего Кодекса.
  2. Задержанная без постановления следственного судьи, суда лицо не позднее шестидесяти часов с момента задержания должна быть освобождена или доставлена ​​в суд для рассмотрения ходатайства об избрании в отношении него меры пресечения.

При этом, согласно УПК Украины письменное уведомление о подозрении задержанному лицу вручается не позднее двадцати четырех часов с момента его задержания. В случае если лицу не вручено уведомление о подозрении после двадцати четырех часов с момента задержания, такое лицо подлежит немедленному освобождению.

Что означает, что на протяжении 24 часов уполномоченным лицом уведомляется о подозрении задержанного. В случае, если задержанного не уведомили о подозрении, задержанный подлежит освобождению после истечения этого срока.

А также, если задержанное лицо все же уведомили о подозрении на протяжении 24 часов, но в течении 60 часов с момента задержания лицо не доставлено в суд, задержанный подлежит немедленному освобождению также. А незаконные действия уполномоченных лиц по задержанию могут быть обжалованы.

 Виктория Пинчук

 адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).