Доминанта

Двойное гражданство, принять или бороться?

15 нояб. 2017

Вопрос двойного гражданства в Украине актуален уже много лет. Под гражданством подразумевается прежде всего стойкая правовая связь лица с государством. Оно заключается во взаимном соблюдении правил и обязательств как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином.

Гражданство имеет весомое и принципиальное значение для человека, поскольку определяет его статус – политический и социальный, а также может влиять на его материальные и не имущественные права.

В ст. 2 Закона Украины "О гражданстве Украины" предусмотрено, что понятие гражданства основывается на принципе единого гражданства Украины.

Добровольное приобретение гражданином Украины гражданства иного государства, согласно ч. 1 ст. 19 данного Закона, является причиной для прекращения гражданства нашей страны: «1) добровольное приобретение гражданином Украины гражданства иной страны, в случае если на день такого приобретения он достигнул совершеннолетия».

При этом среди украинских граждан отсутствует единый подход по отношению к данному вопросу. Одни полностью поддерживают "дополнительное" гражданство, видя в нем многочисленные преимущества, другие такую возможность категорически отвергают.

Наше государство очень часто сталкивается с нарушением законодательства относительно наличия двойного гражданства (бипатризмом), особенно эта проблема является актуальной для наших политиков и депутатов, которые одновременно имеют гражданство двух и более стран, с целью сокрытия своих доходов и расходов.

Бипатризм чаще имеет негативные последствия, которые связаны с уклонением от уплаты налогов и прохождения военной службы, лоббированием интересов других стран используя статус государственного служащего, а также вопросами, которые касаются дипломатической защиты граждан. Как правило, любая из стран, гражданствами которой одновременно владеет лицо, никак не освобождает его от воинской обязанности и обязанности уплачивать налоги. Для решения такой проблемы может применяться принцип «эффективного» гражданства, который создает преимущественную правовую связь бипатрида с тем государством, где лицо постоянно пребывает. Но, к сожалению, использование этого принципа не устраняет всех коллизий, связанных с множественным гражданством.

Если рассматривать зарубежную практику по данному вопросу, то можно увидеть, что есть страны, в которых двойное гражданство является вполне допустимым явлением (Италия, Греция, Швеция, Чехия, Россия, Франция, Польша, и др.). К примеру, в России разрешается иметь второе гражданство, но только при условии, что российское гражданство должно быть первым и об этом необходимо уведомить соответствующие органы власти. В Польше с 2012 года также разрешен бипатризм, кроме того данное государство упростило предоставление гражданства иностранцам. Новый закон отменил условие, согласно которому каждый, кто хотел получить польское гражданство, должен был отказаться от своего предыдущего.  

На данный момент в нашем государстве не предусмотрено ответственности за сокрытие или несвоевременное сообщение о наличии второго гражданства, согласно действующему законодательству лицу лишь предоставляется право для дальнейшего его выхода из гражданства Украины. Для того чтобы у лица прекратилось гражданство Украины ему нужно установить факт получения гражданства иностранного лица. Но, на сегодняшней день доказать данный факт практически нереально, а многие страны (Израиль, Венгрия, Румыния) даже не выдают справок о двойном гражданстве. Кроме того, отсутствует и механизм декларирования двойного гражданства, а также его получения.

У ВРУ был подан президентский Законопроект "О гражданстве Украины" относительно реализации права изменить гражданство (№6175)   Документ "касается решения вопроса с двойным гражданством".  Согласно проекту закона гражданин Украины, который добровольно получил гражданство другого государства, считается таким что изъявил намерение сменить гражданство и дал согласие на прекращение гражданства Украины.  Но на данный момент законопроект уже 8-й месяц находится в Комитете на доработке.

Кроме того, существует другое мнение по этом поводу о том, что нужно реализовать институт двойного гражданства. Как, говорится: «Не можешь бороться – возглавь».  Данное мнение увеличивает шансы на успешные законодательные изменения. По этому поводу в ВРУ также подан проект Закона о внесении изменений в Закон Украины "О гражданстве Украины" относительно двойного гражданства в Украине (№ 6139).

По словам авторов законопроекта, у двойного гражданства есть большое количество практических преимуществ, особенно это касается лиц, которые живут и работают за границей и которые хотят иметь социальную безопасность, стабильную работу, образование, а также чувство принадлежности к стране проживания, что помимо прочего дает и психологический комфорт, а значит успешность и заработок.  

Еще одним преимуществом владения вторым паспортом – возможность для получения образования. В мире, где достойное образование является ключом к успеху, доступ к бесплатному среднему и высшему образованию может быть гарантирован гражданством другой страны.  

Несомненно, данный вопрос требует доработки и усовершенствования на законодательном уровне. Каким образом и в чью пользу он решиться зависит в первую очередь от «слуг» нашего государства. Но, важно, что при решении вопроса с двойным гражданством должны учитываться интересы украинцев.

 

 

 

 

 

Юлия Макаровец

помощник юриста АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: двойное гражданство, бипатризм

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 3 оценок.




Другие новости


Банкрутство фізичної особи: процедура, строки, вартість

З 21 жовтня 2019 року запрацює Кодекс України з процедур банкрутства, який на законодавчому рівні врегулював механізм банкрутства фізичних осіб – чи не єдине законне вирішення питань багатьох громадян, які потрапили в скрутне фінансове становище.

Умови, за яких фізична особа (в тому числі і фізична особа-підприємець) може ініціювати своє банкрутство, ми вже обговорювали в попередніх публікаціях. Наразі пропонуємо зосередитись саме на процедурі. 

Внесено зміни до Порядку подання фінансової звітності: малі підприємства зобов’язані звітувати щоквартально

Після внесення правок до ряду П(С)БО, Мінфін підкоригував Порядок подання фінансової звітності №419.

Основним нововведенням стало те, що малі підприємства тепер зобов’язані подавати не лише річну, а й квартальну фінансову звітність.

Зміни до порядку № 419 були внесені Постановою КМУ від 17.07.2019 р. №625, яка була опублікована, а отже, і набрала чинності 24.07.2019 р.

Чи може громадянин отримувати пенсію в Україні, якщо переїхав жити за кордон?

Право на отримання пенсії в Україні є конституційним правом громадянина України. Кожен громадянин України, включаючи пенсіонерів, має право на вибір свого місця проживання зі збереженням усіх конституційних прав.

На момент звернення до органів пенсійного фонду із заявою про призначення пенсії за віком особа має досягти необхідного віку та мати необхідний страховий стаж (визначається відповідно до ст. 26 ЗУ «Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування»).