Доминанта

Двойное гражданство, принять или бороться?

15 нояб. 2017

Вопрос двойного гражданства в Украине актуален уже много лет. Под гражданством подразумевается прежде всего стойкая правовая связь лица с государством. Оно заключается во взаимном соблюдении правил и обязательств как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином.

Гражданство имеет весомое и принципиальное значение для человека, поскольку определяет его статус – политический и социальный, а также может влиять на его материальные и не имущественные права.

В ст. 2 Закона Украины "О гражданстве Украины" предусмотрено, что понятие гражданства основывается на принципе единого гражданства Украины.

Добровольное приобретение гражданином Украины гражданства иного государства, согласно ч. 1 ст. 19 данного Закона, является причиной для прекращения гражданства нашей страны: «1) добровольное приобретение гражданином Украины гражданства иной страны, в случае если на день такого приобретения он достигнул совершеннолетия».

При этом среди украинских граждан отсутствует единый подход по отношению к данному вопросу. Одни полностью поддерживают "дополнительное" гражданство, видя в нем многочисленные преимущества, другие такую возможность категорически отвергают.

Наше государство очень часто сталкивается с нарушением законодательства относительно наличия двойного гражданства (бипатризмом), особенно эта проблема является актуальной для наших политиков и депутатов, которые одновременно имеют гражданство двух и более стран, с целью сокрытия своих доходов и расходов.

Бипатризм чаще имеет негативные последствия, которые связаны с уклонением от уплаты налогов и прохождения военной службы, лоббированием интересов других стран используя статус государственного служащего, а также вопросами, которые касаются дипломатической защиты граждан. Как правило, любая из стран, гражданствами которой одновременно владеет лицо, никак не освобождает его от воинской обязанности и обязанности уплачивать налоги. Для решения такой проблемы может применяться принцип «эффективного» гражданства, который создает преимущественную правовую связь бипатрида с тем государством, где лицо постоянно пребывает. Но, к сожалению, использование этого принципа не устраняет всех коллизий, связанных с множественным гражданством.

Если рассматривать зарубежную практику по данному вопросу, то можно увидеть, что есть страны, в которых двойное гражданство является вполне допустимым явлением (Италия, Греция, Швеция, Чехия, Россия, Франция, Польша, и др.). К примеру, в России разрешается иметь второе гражданство, но только при условии, что российское гражданство должно быть первым и об этом необходимо уведомить соответствующие органы власти. В Польше с 2012 года также разрешен бипатризм, кроме того данное государство упростило предоставление гражданства иностранцам. Новый закон отменил условие, согласно которому каждый, кто хотел получить польское гражданство, должен был отказаться от своего предыдущего.  

На данный момент в нашем государстве не предусмотрено ответственности за сокрытие или несвоевременное сообщение о наличии второго гражданства, согласно действующему законодательству лицу лишь предоставляется право для дальнейшего его выхода из гражданства Украины. Для того чтобы у лица прекратилось гражданство Украины ему нужно установить факт получения гражданства иностранного лица. Но, на сегодняшней день доказать данный факт практически нереально, а многие страны (Израиль, Венгрия, Румыния) даже не выдают справок о двойном гражданстве. Кроме того, отсутствует и механизм декларирования двойного гражданства, а также его получения.

У ВРУ был подан президентский Законопроект "О гражданстве Украины" относительно реализации права изменить гражданство (№6175)   Документ "касается решения вопроса с двойным гражданством".  Согласно проекту закона гражданин Украины, который добровольно получил гражданство другого государства, считается таким что изъявил намерение сменить гражданство и дал согласие на прекращение гражданства Украины.  Но на данный момент законопроект уже 8-й месяц находится в Комитете на доработке.

Кроме того, существует другое мнение по этом поводу о том, что нужно реализовать институт двойного гражданства. Как, говорится: «Не можешь бороться – возглавь».  Данное мнение увеличивает шансы на успешные законодательные изменения. По этому поводу в ВРУ также подан проект Закона о внесении изменений в Закон Украины "О гражданстве Украины" относительно двойного гражданства в Украине (№ 6139).

По словам авторов законопроекта, у двойного гражданства есть большое количество практических преимуществ, особенно это касается лиц, которые живут и работают за границей и которые хотят иметь социальную безопасность, стабильную работу, образование, а также чувство принадлежности к стране проживания, что помимо прочего дает и психологический комфорт, а значит успешность и заработок.  

Еще одним преимуществом владения вторым паспортом – возможность для получения образования. В мире, где достойное образование является ключом к успеху, доступ к бесплатному среднему и высшему образованию может быть гарантирован гражданством другой страны.  

Несомненно, данный вопрос требует доработки и усовершенствования на законодательном уровне. Каким образом и в чью пользу он решиться зависит в первую очередь от «слуг» нашего государства. Но, важно, что при решении вопроса с двойным гражданством должны учитываться интересы украинцев.

 

 

 

 

 

Юлия Макаровец

помощник юриста АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: двойное гражданство, бипатризм

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 3 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.

Про зміни, яких зазнає сфера фінансових послуг з набранням чинності новим законом

20 вересня 2019 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав споживачів фінансових послуг» (Проект №1085-1), далі за текстом – Закон.

Нагадаємо, що в 2015 році майже аналогічний законопроект (Проект №2456-д) вже подавався на  розгляд Верховної Ради, був підготовлений до другого читання в 2017 році але так і залишився неприйнятим.

Ні для кого не буде новиною, що громадяни України мають досить невисокий рівень фінансової грамотності.