Доминанта

Э - декларации, еще один шаг в борьбе с коррупцией или очередной популизм

15 авг. 2018

Внедрение системы электронного декларирования в 2016 году, стало знаменательным событием для публичных должностных лиц, а также простых граждан Украины. Напомним, что такой шаг был сделан ради получения Украиной безвизового режима с ЕС, что являлось одним из условий.

Количество лиц, которые обязаны подавать декларацию с каждым годом увеличивается. К примеру, в 2016 году было подано около 100 тыс. деклараций, на данный момент, более 800 тыс. человек уже обнародовали свои доходы.

Все декларации заполняются и подаются на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции после авторизации с использованием ЭЦП. Абсолютно любой человек может просмотреть информацию о чиновнике или любом другом граждане подавшем такую декларацию просто забив его ФИО на сайте НАЗК.

Список субъектов декларирования довольно обширный, согласно ст. 45 Закона о противодействии коррупции, э-декларацию ежегодно до 1 апреля должны подавать все чиновники от Президента Украины и до депутата местного совета.

Не входят в данный перечень работники государственных органов, исполняющих функции по обслуживанию (секретари, стенографисты, архивариусы и т.д.), должностные лица частных предприятий, военнослужащие срочной службы, а также нотариусы и адвокаты.

Сразу отметим, что существует 4 вида деклараций:

1) ежегодные декларации, которые подаются в период с 1 января по 1 апреля;

2) декларации перед увольнением;

3) декларации после увольнения (подаются до 1 апреля следующего года);

4) декларации кандидатов на должности субъектов декларирования.

Кроме того, на всех декларантов распространяется обязанность подавать в электронную систему сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии (более 50 прожиточных минимумов, установленных на 1 января соответствующего года, то есть в 2018 году это от 85 000 грн.). Такое уведомление подается в течение 10 дней после получения дохода или приобретения имущества.

Что касается ответственности за нарушение правил финансового контроля, то ее можно разделить на несколько видов:

  1. Административная ответственность.
  • Несвоевременное представление декларации в случае отсутствия уважительных причин (болезнь, мобилизация, и т.д.) - штраф от 850 до 1700 гривен.
  • Подача недостоверных ведомостей, в отношении имущества стоимостью 100 - 250 прожиточных минимумов (ПМ) (с 1 января 2018 – 170 000 - 425 000 грн.) - штраф от 17 до 42 500 грн.
  1. Уголовная ответственность.
  • Подача недостоверной информации на суму более 250 ПМ - штраф от 42 500 до 51 000 грн., или общественные работы или лишение свободы до двух лет, а также лишение права занимать соответствующие должности.
  • Умышленное непредставление декларации - штраф от 42 500 до 51 000 грн., или общественные работы или лишение свободы до двух лет, а также лишение права занимать соответствующие должности.

Подача недостоверной информации на суму меньше 100 ПМ, тянет за собой дисциплинарную ответственность.

Согласно статистическим данным в Украине на данный момент привлечено к административной ответственности в сфере э-декларирования около 3000 лиц (Единый государственный реестр коррупционеров Украины)  и к уголовной ответственности около 55 лиц (Единый реестр судебных решений). И это практически все чиновники нижнего звена.

О чем это говорит?

Украина все-таки начала бороться с недобросовестными чиновниками, а также коррупционерами, что показывает внедрение э-декларации. Кроме того, наше государство является редким примером страны, которая обеспечивает общий доступ общественности к этой информации в виде открытой базы данных что позволяет кроме введения контроля государственными антикоррупционными органами, вести контроль также и общественным организациям.

Нашим законодательством предусмотрено что НАЗК является коллегиальным органом, в состав которого входит всего пять членов, они и должны контролировать, и проводить проверки деклараций чиновников. Учитывая, что таких деклараций уже около 800 тыс. физически 5 человек, даже создав несколько отделов с помощниками попросту не могут справиться с проверкой всего объема информации.

Кроме того, механизм привлечения должностных лиц к ответственности не действует на   чиновников которые находятся в верху данной иерархии. В СМИ очень часто мы можем наблюдать статьи в которых рассказывается о невнесении чиновником своего полного перечня имущества или доходов в декларацию, но дело до суда так и не доходит.

В данном вопросе положительным примером является зарубежная европейская практика, где все базы данных связанны между собою и в случае подачи декларации чиновником и не соответствия какого-либо из пунктов декларации в соответствующей базе, об этом сразу же автоматически оповещается контролирующему органу.

В планах введение такой системы и в Украине, но к сожалению, она не выгодна для многих декларантов, поэтому искусственно притормаживается.

К сожалению, какие методы борьбы не ввело бы государство, преодоление коррупции в корне на данный момент для нас является непосильной задачей.

 

 

 Юлия Макаровец

 помощник юриста АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: э-декларации, коррупция, система электронного декларирования

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.