Доминанта

Э - декларации, еще один шаг в борьбе с коррупцией или очередной популизм

15 авг. 2018

Внедрение системы электронного декларирования в 2016 году, стало знаменательным событием для публичных должностных лиц, а также простых граждан Украины. Напомним, что такой шаг был сделан ради получения Украиной безвизового режима с ЕС, что являлось одним из условий.

Количество лиц, которые обязаны подавать декларацию с каждым годом увеличивается. К примеру, в 2016 году было подано около 100 тыс. деклараций, на данный момент, более 800 тыс. человек уже обнародовали свои доходы.

Все декларации заполняются и подаются на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции после авторизации с использованием ЭЦП. Абсолютно любой человек может просмотреть информацию о чиновнике или любом другом граждане подавшем такую декларацию просто забив его ФИО на сайте НАЗК.

Список субъектов декларирования довольно обширный, согласно ст. 45 Закона о противодействии коррупции, э-декларацию ежегодно до 1 апреля должны подавать все чиновники от Президента Украины и до депутата местного совета.

Не входят в данный перечень работники государственных органов, исполняющих функции по обслуживанию (секретари, стенографисты, архивариусы и т.д.), должностные лица частных предприятий, военнослужащие срочной службы, а также нотариусы и адвокаты.

Сразу отметим, что существует 4 вида деклараций:

1) ежегодные декларации, которые подаются в период с 1 января по 1 апреля;

2) декларации перед увольнением;

3) декларации после увольнения (подаются до 1 апреля следующего года);

4) декларации кандидатов на должности субъектов декларирования.

Кроме того, на всех декларантов распространяется обязанность подавать в электронную систему сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии (более 50 прожиточных минимумов, установленных на 1 января соответствующего года, то есть в 2018 году это от 85 000 грн.). Такое уведомление подается в течение 10 дней после получения дохода или приобретения имущества.

Что касается ответственности за нарушение правил финансового контроля, то ее можно разделить на несколько видов:

  1. Административная ответственность.
  • Несвоевременное представление декларации в случае отсутствия уважительных причин (болезнь, мобилизация, и т.д.) - штраф от 850 до 1700 гривен.
  • Подача недостоверных ведомостей, в отношении имущества стоимостью 100 - 250 прожиточных минимумов (ПМ) (с 1 января 2018 – 170 000 - 425 000 грн.) - штраф от 17 до 42 500 грн.
  1. Уголовная ответственность.
  • Подача недостоверной информации на суму более 250 ПМ - штраф от 42 500 до 51 000 грн., или общественные работы или лишение свободы до двух лет, а также лишение права занимать соответствующие должности.
  • Умышленное непредставление декларации - штраф от 42 500 до 51 000 грн., или общественные работы или лишение свободы до двух лет, а также лишение права занимать соответствующие должности.

Подача недостоверной информации на суму меньше 100 ПМ, тянет за собой дисциплинарную ответственность.

Согласно статистическим данным в Украине на данный момент привлечено к административной ответственности в сфере э-декларирования около 3000 лиц (Единый государственный реестр коррупционеров Украины)  и к уголовной ответственности около 55 лиц (Единый реестр судебных решений). И это практически все чиновники нижнего звена.

О чем это говорит?

Украина все-таки начала бороться с недобросовестными чиновниками, а также коррупционерами, что показывает внедрение э-декларации. Кроме того, наше государство является редким примером страны, которая обеспечивает общий доступ общественности к этой информации в виде открытой базы данных что позволяет кроме введения контроля государственными антикоррупционными органами, вести контроль также и общественным организациям.

Нашим законодательством предусмотрено что НАЗК является коллегиальным органом, в состав которого входит всего пять членов, они и должны контролировать, и проводить проверки деклараций чиновников. Учитывая, что таких деклараций уже около 800 тыс. физически 5 человек, даже создав несколько отделов с помощниками попросту не могут справиться с проверкой всего объема информации.

Кроме того, механизм привлечения должностных лиц к ответственности не действует на   чиновников которые находятся в верху данной иерархии. В СМИ очень часто мы можем наблюдать статьи в которых рассказывается о невнесении чиновником своего полного перечня имущества или доходов в декларацию, но дело до суда так и не доходит.

В данном вопросе положительным примером является зарубежная европейская практика, где все базы данных связанны между собою и в случае подачи декларации чиновником и не соответствия какого-либо из пунктов декларации в соответствующей базе, об этом сразу же автоматически оповещается контролирующему органу.

В планах введение такой системы и в Украине, но к сожалению, она не выгодна для многих декларантов, поэтому искусственно притормаживается.

К сожалению, какие методы борьбы не ввело бы государство, преодоление коррупции в корне на данный момент для нас является непосильной задачей.

 

 

 Юлия Макаровец

 помощник юриста АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: э-декларации, коррупция, система электронного декларирования

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.

Можливість визнання фізичної особи банкрутом як новела законодавства

Із прийняттям Кодексу України з процедур банкрутства в юридичній спільноті обговорюються актуальні питання і проблеми, пов’язані із цією сферою юридичної практики.