Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Экспресс ликвидация предприятия

6 февр. 2017

В 2016 году кардинально изменилась как процедура регистрации бизнеса, так и процедура его ликвидации. До указанного года процедура ликвидации была следующей: сначала регистратору подавалось решение о начале прекращения юридического лица, в дальнейшем необходимо было пройти проверки в пенсионном фонде и налоговой, сдать документы в архив и только лишь после всех необходимых действий регистратор на основании справок об отсутствии задолженности (с пенсионного фонда и налоговой), а также справки с архивного учреждения прекращал предприятие.

С 2016 года для закрытия предприятия больше не требуются справки об отсутствии задолженностей, однако существует определенные нюансы. Обо всем по порядку, начнем с самого начала. 

Современная процедура ликвидации выглядит следующим образом. Прежде всего, как и ранее это было, регистратору необходимо предоставить решение о прекращении юридического лица. В решении:

 -  определяем ликвидационную комиссию или ликвидатора с обязательным указанием их регистрационных номеров плательщиков налогов (ликвидатором не обязательно должно быть лицо, состоящее в трудовых отношениях с предприятием);

-  указываем сроки ликвидации и срок предъявления кредиторами своих требований (обращаем внимание на то, что законодатель установил только минимальный срок предъявления кредиторами своих требований, который не может быть меньше 2-х месяцев. Срок всей ликвидационной процедуры не может быть меньше срока заявления требований кредиторов, а вот максимальный срок ликвидации не ограничен и устанавливается предприятием самостоятельно);

-  устанавливаем круг полномочий ликвидатора и последовательность проведения ликвидационной процедуры.

С оформленным протоколом обращаемся к государственному регистратору, который на основании только одного протокола (иных документов не требуется) вносит в реестр запись о начале процедуры прекращения. Отсутствие необходимых сведений в протоколе о прекращении является основанием вначале для приостановления регистрационных действий на 15 дней и дальнейшего отказа в проведении действия. Так что протокол составляем тщательно и вносим в него все предусмотренные законодательством положения.

В дальнейшем регистратор самостоятельно публикует сведения о прекращении предприятия в Бюллетене государственной регистрации, который находится в общем электронном доступе. С момента публикации начинает свой отчет срок заявления кредиторами своих требований. Сведения о прекращении определенного предприятия в налоговую инспекцию, орган Пенсионного отправляются автоматически, самостоятельно уведомлять указанные органы не требуется.

Не позднее десяти рабочих дней с даты получения сведений о прекращении юридического лица налоговые органы должны назначить проверку. При проведении мероприятий, связанных с ликвидацией, налоговые органы организуют и планируют их таким образом, чтобы требования по уплате платежей были сформированы и переданы ликвидируемому предприятию не позднее срока, определенного для заявления кредиторами своих требований (2 месяца минимальный срок). До окончания срока, определенного для заявления кредиторами своих требований, налоговые органы передают в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов. В случае поступления в реестр сведений о наличии задолженности, регистратор не имеет право закрыть предприятия до момента погашения такой задолженности и исключения сведений о задолженности с реестра юридических лиц.

В свою очередь орган Пенсионного фонда при получении от государственного регистратора уведомления о прекращении юридического лица в 10-дневный срок проводит документальную проверку плательщика относительно правильности начисления и уплаты единого социального взноса. На основании акта проверки плательщик осуществляет окончательные расчеты. При наличии задолженности у ликвидируемого предприятия, орган Пенсионного фонда Украины заявляет свои требования как кредитор в сроки, установленные в решении о прекращении. Кроме того, он предоставляет ликвидатору справки о долге по всем видам платежей, а также документы, подтверждающие суммы недоимки (отчеты плательщика, карточки лицевых счетов плательщика, решение о применении финансовых санкций, акт проверки и т.п.). Как и налоговые органы, Пенсионный фонд отправляет в реестр юридических лиц сведения о наличии задолженности.

В случае, если по каким-то причинам в установленный срок заявления требований кредиторов, госорганы не провели необходимые проверки и не внесли в единый государственный реестр запрет о прекращении юридического лица (информация о задолженности), то регистратор вправе прекратить предприятие (при условии наличие справки с архивного учреждения). Отсутствие информации о задолженности не является основанием для отказа в совершении регистрационного действия.

Прежде чем начинать ликвидацию, настоятельно рекомендуем убедится, что у предприятия нет задолженности по бюджетным платежам. Частично наличие или отсутствие задолженности по налоговым платежам можно увидеть на сайте налоговых органов, а вот есть ли задолженность перед Пенсионным фондом покажет соответствующий акт сверки.

Как видим, законодательством предоставлена возможность ликвидировать предприятие без прохождения проверок в контролирующих органах и в срок чуть больше 2-х месяцев. Но это всего лишь возможность, которая не всегда может быть реализована.

 

Игорь Козак

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги: ликвидация, ПФУ, налоговая проверка

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Договор аренды автомобиля: заверять или не заверять?

Большинство субъектов хозяйствования рано или поздно сталкивается с необходимостью использования транспортного средства. Часто арендовать его намного выгоднее, чем иметь собственный. Кроме того, некоторые работники согласны предоставлять свои личные автомобили для использования в предпринимательской деятельности работодателя. В данной статье мы рассмотрим вопрос оформления договора аренды авто.

Доступное жилье … по-украински

В Украине действует государственная программа под названием «доступное жилье», суть которой состоит в компенсации государством 30 % (в некоторых случаях для льготных категорий лиц 50%) стоимости приобретаемого жилья. Участие в программе ограничивается субъектным, финансовым критерием и граничной стоимостью одного квадратного метра жилья.

НАЛОГОВЫЙ ЗАЛОГ (часть 2)

Несмотря на то, что право налогового залога возникает автоматически, пункт 89.3 статьи 89 НК Украины устанавливает, что имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи. Следовательно, по сути, такое право – это еще сам не налоговый залог и для того, чтоб он возник со всеми правами для контролирующего органа и обязательствами для налогоплательщика, должна состоятся опись имущества.