Доминанта

Экспресс ликвидация предприятия

6 февр. 2017

В 2016 году кардинально изменилась как процедура регистрации бизнеса, так и процедура его ликвидации. До указанного года процедура ликвидации была следующей: сначала регистратору подавалось решение о начале прекращения юридического лица, в дальнейшем необходимо было пройти проверки в пенсионном фонде и налоговой, сдать документы в архив и только лишь после всех необходимых действий регистратор на основании справок об отсутствии задолженности (с пенсионного фонда и налоговой), а также справки с архивного учреждения прекращал предприятие.

С 2016 года для закрытия предприятия больше не требуются справки об отсутствии задолженностей, однако существует определенные нюансы. Обо всем по порядку, начнем с самого начала. 

Современная процедура ликвидации выглядит следующим образом. Прежде всего, как и ранее это было, регистратору необходимо предоставить решение о прекращении юридического лица. В решении:

 -  определяем ликвидационную комиссию или ликвидатора с обязательным указанием их регистрационных номеров плательщиков налогов (ликвидатором не обязательно должно быть лицо, состоящее в трудовых отношениях с предприятием);

-  указываем сроки ликвидации и срок предъявления кредиторами своих требований (обращаем внимание на то, что законодатель установил только минимальный срок предъявления кредиторами своих требований, который не может быть меньше 2-х месяцев. Срок всей ликвидационной процедуры не может быть меньше срока заявления требований кредиторов, а вот максимальный срок ликвидации не ограничен и устанавливается предприятием самостоятельно);

-  устанавливаем круг полномочий ликвидатора и последовательность проведения ликвидационной процедуры.

С оформленным протоколом обращаемся к государственному регистратору, который на основании только одного протокола (иных документов не требуется) вносит в реестр запись о начале процедуры прекращения. Отсутствие необходимых сведений в протоколе о прекращении является основанием вначале для приостановления регистрационных действий на 15 дней и дальнейшего отказа в проведении действия. Так что протокол составляем тщательно и вносим в него все предусмотренные законодательством положения.

В дальнейшем регистратор самостоятельно публикует сведения о прекращении предприятия в Бюллетене государственной регистрации, который находится в общем электронном доступе. С момента публикации начинает свой отчет срок заявления кредиторами своих требований. Сведения о прекращении определенного предприятия в налоговую инспекцию, орган Пенсионного отправляются автоматически, самостоятельно уведомлять указанные органы не требуется.

Не позднее десяти рабочих дней с даты получения сведений о прекращении юридического лица налоговые органы должны назначить проверку. При проведении мероприятий, связанных с ликвидацией, налоговые органы организуют и планируют их таким образом, чтобы требования по уплате платежей были сформированы и переданы ликвидируемому предприятию не позднее срока, определенного для заявления кредиторами своих требований (2 месяца минимальный срок). До окончания срока, определенного для заявления кредиторами своих требований, налоговые органы передают в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов. В случае поступления в реестр сведений о наличии задолженности, регистратор не имеет право закрыть предприятия до момента погашения такой задолженности и исключения сведений о задолженности с реестра юридических лиц.

В свою очередь орган Пенсионного фонда при получении от государственного регистратора уведомления о прекращении юридического лица в 10-дневный срок проводит документальную проверку плательщика относительно правильности начисления и уплаты единого социального взноса. На основании акта проверки плательщик осуществляет окончательные расчеты. При наличии задолженности у ликвидируемого предприятия, орган Пенсионного фонда Украины заявляет свои требования как кредитор в сроки, установленные в решении о прекращении. Кроме того, он предоставляет ликвидатору справки о долге по всем видам платежей, а также документы, подтверждающие суммы недоимки (отчеты плательщика, карточки лицевых счетов плательщика, решение о применении финансовых санкций, акт проверки и т.п.). Как и налоговые органы, Пенсионный фонд отправляет в реестр юридических лиц сведения о наличии задолженности.

В случае, если по каким-то причинам в установленный срок заявления требований кредиторов, госорганы не провели необходимые проверки и не внесли в единый государственный реестр запрет о прекращении юридического лица (информация о задолженности), то регистратор вправе прекратить предприятие (при условии наличие справки с архивного учреждения). Отсутствие информации о задолженности не является основанием для отказа в совершении регистрационного действия.

Прежде чем начинать ликвидацию, настоятельно рекомендуем убедится, что у предприятия нет задолженности по бюджетным платежам. Частично наличие или отсутствие задолженности по налоговым платежам можно увидеть на сайте налоговых органов, а вот есть ли задолженность перед Пенсионным фондом покажет соответствующий акт сверки.

Как видим, законодательством предоставлена возможность ликвидировать предприятие без прохождения проверок в контролирующих органах и в срок чуть больше 2-х месяцев. Но это всего лишь возможность, которая не всегда может быть реализована.

 

Игорь Козак

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги: ликвидация, ПФУ, налоговая проверка

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.