Доминанта

Электронное декларирование доходов чиновников: миф или реальность?

28 марта 2016

15.03.2016 года был принят, а 17.03.2016 года опубликован в «Голосе Украины» последний из необходимых «безвизовых» законов, а именно об электронном декларировании. Закон вступил в силу со дня, следующего за днем опубликования. Им предусмотрено внедрение электронной системы декларирования доходов чиновников, которые занимают ответственное либо особо ответственное положение. Для всех остальных категорий госслужащих остается действующей «бумажная» форма отчетности.

Кроме того, закон предусматривает, что с момента внедрения данной е-системы лица, на которых распространяется его действие, обязаны на протяжении 60 дней подать е-декларацию за прошлый год. Вместе с тем, полномочия по разработке и утверждении ее формы переданы Национальному агентству по предупреждению коррупции без указания каких либо крайних сроков окончания этого процесса. В том случае, если Нацагенство не будет «затягивать» необходимую процедуру,  украинское общество у же в этом году сможет ознакомится со «скромными» активами наших власти имущих.

 Согласно ст. 50 ЗУ «О  предотвращении коррупции» им являются:

-  Президент Украины, Председатель ВР и его заместители, председатели постоянных комиссий ВР Украины и их заместители, народные депутаты, Премьер-министр, члены КМУ, Председатель и члены Конституционного Суда Украины, все госслужащие первой-третьей категории в соответствии с ЗУ «О Государственной службе» и ЗУ «Об органах местного самоуправления», а также судьи, прокуроры, следователи, руководители и их заместители госорганов всех уровней, военные должностные лица высшего офицерского состава.

Что касается содержания закона, то стоит подчеркнуть, что в нем четко предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения, которая должна существенно мотивировать к его соблюдению. В частности, за представление заведомо недостоверных сведений в е-декларации лицом, на которое распространяется действие ЗУ «О  предотвращении коррупции»,   предусмотрена административная санкция в виде штрафа от 1 тыс. до 2500 необлагаемых минимумов доходов граждан (17 000 – 42 500 тыс. грн). УК Украины был дополнен положениями о том, что за умышленное непредставление субъектом декларирования е-декларации или представление заведомо недостоверных сведений в е-декларации  (а именно если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 размеров минимальной заработной платы (примерно 344500 грн.), следует наказание в виде штрафа от 2500 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (42 500 – 51 000 грн.) или общественные работы на срок от 150 до 240 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет с ограничением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Главными отличиями старых бумажных деклараций и новых электронных станут объекты декларирования. Теперь чиновники обязаны декларировать не только доходы от работы и бизнеса, от интеллектуальной деятельности, автомобили, а и:

-  владение акциями, корпоративными правами, также указывать конечных бенефициарных владельцев;

- недвижимое имущество, в том числе и незавершенное строительство (так как многие чиновники обитают в шикарных загородных домах, которые формально не зданы в эксплуатацию);

- все имущество, что принадлежит близким лицам (и это не обязательно родители, жены или мужья, но и братья и сестры);

- дорогие картины, часы, драгоценности (если имущество стоит более 140 000 грн.);

- кредиты и страховки, расходы.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что данный закон призван не только пролить свет на честность «слуг народа», но и возродить доверие народа к госслужащим. Выражаем глубокую надежду на то, что он не пополнит список «мертвых» законов, которые не имеют реального практического механизма реализации, а «заработает» уже в ближайшее время.

Теги: electronic declarations, электронные декларации, law, закон

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.

Довірча власність – як спосіб забезпечення виконання зобов’язання

20 вересня набрав чинності Закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо стимулювання інвестиційної діяльності в Україні» № 132-IX, яким введено новий в українському законодавстві спосіб забезпечення виконання зобов’язання «довірча власність».

По суті, законодавець вирішив удосконалити процедуру забезпечення виконання зобов’язання, та захистити права сторін боргових зобов’язань. Але чи дійсно такий варіант буде ефективний на практиці, поки не відомо, так як існує величезна кількість нюансів, які будуть вирішені лише після того як інститут довірчої власності запрацює на практиці.