Доминанта

Еврономера – сегодняшняя ситуация и предложенный законопроект Нины Южаниной

2 июля 2018

Сегодня, вопрос с автомобилями на иностранной регистрации как некогда актуален. По разным данным в Украину на данный момент завезено более двух миллионов машин на европейских номерах, которые фактически используются гражданами Украины. Такая ситуация не случайна и вполне закономерна, ведь в Европе цены на автомобили в разы дешевле, чем в Украине, а на текущий момент (июнь 2018 года) законодательство Украины позволяет использование таких схем. Для сравнения Audi a4 2000 года с двигателем 1.9 tdi в Европе стоит в среднем 2500$, в Украине такое удовольствие будет стоить от 5000$ до 6000$. Также стоит заметить, что на сегодняшний день в Украине нельзя растаможить машину ниже стандарта Евро 5 (авто, выпущенные после 2010 года), то есть даже автомобиль 2009 года выпуска растаможить не получится. 

В данной статье мы рассмотрим схему, которая позволяет относительно законно передвигаться гражданам Украины на автомобилях с европейской регистрацией и уделим внимание новому законопроекту №8488, который зарегистрирован в Верховной раде Украины и призван решить проблему с автомобилями с европейскими номерами на территории Украины.

Для начала необходимо понять, каким образом сейчас возможно использование авто на иностранной регистрации в Украине.

Схема №1 Временный ввоз на нерезидента

В данном случае авто зарегистрированы на нерезидентов и ввезены ими же, затем переданы гражданам Украины на доверительных началах. Действия по передаче автомобиля в таком режиме запрещены таможенным кодексом, но санкции и механизма привлечения к ответственности за них нет.

Схема №2 Временный ввоз на фирму

Второй вариант подразумевает под собой то, что машина зарегистрирована на европейское юридическое лицо (фирму), а гражданин Украины использует ее на основании доверенности, как сотрудник такой фирмы. Украинский законодатель трактует такое использование, как нарушение, но, как и в первом случае нет механизма привлечения водителя к ответственности. Более того помимо имеющегося у нас национального законодательства, также существует и международное. В данном случае речь идет о Конвенции о временном ввозе, к которой присоединилась Украина еще в 2004 году (ее также часто называют «Стамбульской конвенцией»). Данный нормативно правовой акт обязателен к выполнению его странами участницами. Конвенция позволяет использование ввезённых транспортных средств в режиме временный ввоз третьими лицами. Возникает следующая ситуация: Украинское законодательство запрещает «передавать руль» в частном пользовании, а международное разрешает.

В Украине действует примат международного права, это обозначает, что в случае подобных коллизий нормы международного права будут иметь юридическую силу выше, чем национальные нормативно правовые акты. Данное положение отражено во многих законах, в том числе Конституции и Таможенном кодексе Украины. В соответствии с ч.3 статьи 1 Таможенного кодекса Украины: если международным договором Украины, который ратифицирован в установленном порядке предусмотрены другие правила, чем те, что закреплены данным кодексом, применяются нормы международного права.

Как упоминалось ранее, в Украине на данный момент нет механизма привлечения к ответственности водителей авто на европейской регистрации. У органов Национальной полиции Украины на сегодняшний день нет полномочий для проверки законности нахождения транспортного средства на территории Украины. Да и такой причины остановки, как авто на иностранной регистрации просто нет.

Схема №3 Вечный транзит

В этом случае авто ввозится на территорию Украины резидентом в режиме транзит, который позволяет передвигаться на авто в течении 10 дней. После этого за превышение данного срока предусмотрена ответственность в виде штрафа 8500 тысяч гривен. В таком случае водитель добровольно уплачивает штраф и ездит дальше на автомобиле. Повторное наложение такого штрафа не предусмотрено законодательством, как и обязанности вывезти авто.

Все вышеперечисленные варианты дают возможность использование «еврономеров» в Украине. Но стоит быть реалистами и понимать, что такая ситуация не может продолжаться вечно. Уже на протяжении нескольких лет народ в лице различных общественных объединений и власти пытаются прийти к консенсусу и установить приемлемые цены на растаможу, для того, чтобы рынок автомобилей стал более доступен для украинцев.

Предложенный вариант решения вопроса

15.06.2018 года в Верховную раду Украины был внесен законопроект №8488, его также называют «законопроект Южаниной» Данный проект закона направлен на введение «доступной» растаможи автомобилей и ужесточение ответственности за нарушение правил таможенных режимов и за «передачу руля» нерезидентом третьим лицам.

В данном проекте предлагается снижение акциза за растаможу транспортных средств по следующей схеме:

Вводятся базовые ставки – 50 евро для бензиновых автомобилей и 75 евро для дизельных. Далее для вычисления стоимости акциза необходимо вышеупомянутую ставку умножить на объем двигателя (к примеру 75 х 2.5) и после этого полученную сумму умножить на число, которое равняется полным календарным годам возраста автомобиля. Получается интересная картина – растормаживать новые автомобили станет действительно выгодно и дешево, чего не скажешь о старых (которых к слову основная масса на европейской регистрации). Такое решение аргументируется заботой об экологической ситуации в стране. Для наглядного примера можно рассчитать стоимость растаможи Volkswagen Golf   2001 года с дизельным двигателем 1.9л. Получается неутешительная цифра (75 х 1.9 х 17 = 2422 евро) Также не стоит забывать, что помимо этой суммы необходимо заплатить НДС (20%), таможенный сбор (10%) и сбор в пенсионный фонд (3-5%) Таким образом стоимость растаможи такого авто существенно превысит его стоимость (рыночная стоимость в Европе 1800-3000$).

Более того, авторы законопроекта предлагают ввести ответственность за передачу руля третьим лицам как для нерезидентов, которые ввезли авто (штраф приблизительно 34 000 грн.), так и для тех, кто непосредственно управляет автомобилем (8500 грн. за первый факт нарушения и 170 000 грн. за повторное в течении года).

В законопроекте также предлагается расширить полномочия Национальной полиции, добавить новую причину остановки, в виде проверки авто с иностранной регистрацией, а создать единую базу сообщения между полицией и органами таможни для выявления нарушения таможенных режимов и привлечение к ответственности водителей и лиц, которые завезли транспортное средство.

Резюмируя вышеизложенное, следует сказать, что описанный законопроект является всего лишь проектом и вероятность того, что его примут в таком виде, как он есть сейчас крайне мала. Более того некоторые из предложенных изменений противоречат той же «Стамбульской конвенции». Откажутся ли люди от покупок дешевых авто из Европы? Ответ очевиден, что нет. Скорее всего появятся другие схемы ввоза автомобилей. Для реального решения ситуации законодателям с большой долей вероятности придется всё-таки пойти на серьезные уступки автомобилистам, владеющим авто на иностранной регистрации. Не сложно посчитать, что, введя полную сумму растаможи в районе 300-500$ принесет в бюджет огромные суммы, так как это цена, которую готов заплатить каждый владелец «еврономеров» для легализации своего автомобиля, которых, как уже говорилось, в Украине около 2 миллионов. Цифры пополнения бюджета в таком случае будут колоссальные и от этого по сути выиграют все стороны «конфликта». Но не стоит упускать из внимания, что на сегодняшний день, описанные выше ставки и коэффициенты официально не опубликованы, о них упоминали разработчики закона, но все же закрепления «на бумаге» они еще не получили.

 

    

 

 

   Федотов Максим                                                   

   помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: растаможка авто, евроавтомобили

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).