Доминанта

Франчайзинг как способ ведения бизнеса

14 февр. 2018

Наверное, каждый начинающий предприниматель несколько десятков раз слышал от уже опытных бизнесменов напутствие, звучащее примерно таким образом: хочешь завоевать потребителя – стань узнаваемым, предложи свой уникальный продукт. Действительно, современный рынок настолько динамичен и жесток, что успеха добиваются далеко не все. По мнению специалистов, примерно лишь 5% начинающих бизнесменов становятся успешными.

В данной ситуации одним из эффективных инструментов для организации бизнеса является приобретение франшизы. На данный момент в украинском законодательстве понятие франчайзинга отсутствует, но его правовая природа соотносится с договором коммерческой концессии, согласно которому владелец предоставляет субъекту предпринимательства готовую к использованию бизнес-стратегию по изготовлению и продаже товаров/услуг под «звездой» уже популярной ТМ на определенных договором условиях и за установленное вознаграждение.

Кроме того, франчайзи получает определённый «путеводитель» по ведению бизнеса, поскольку приобретаете право использования деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера. Вместе с тем, он и берет на себя определенные обязанности к примеру: соблюдать установленные качественные характеристики товара/услуги, технологии производства, инструкции правообладателя, сохранять его коммерческую тайну, а также не нарушать требования о месте ведения деятельности, и многое другое.

Франчайзинг также может стать удобным инструментом для тех предпринимателей, кто уже имеет известный бренд и ищет возможности для расширения сети и привлечения дополнительных инвестиций. Согласно договору коммерческой концессии, вознаграждение правовладельцу может выплачиваться в форме как разовых, так и периодических платежей либо в другой форме, определенной сторонами. Следовательно, они свободны в определении как размера, так и вида, периодичности платежей и могут отобразить в договоре такие паритетные условия, при которых развиваться и зарабатывать сможет каждый.  

Для того, чтобы эффективно использовать данный инструмент, начинающему предпринимателю, во-первых, необходимо ответственно подойти как к выбору франшизи и проверке контрагента, так и к согласованию условий договора с ним. Промониторив отзывы клиентов, поставщиков, других франчайзи, посоветовавшись с представителями Ассоциации франчайзинга либо консалтинговых агентств, которые специализируются на сопровождении данного вида бизнеса, Вы сможете четко понять: реально ли собственник хочет расширять свою сеть либо просто занимается зарабатыванием денег путем продажи «пустых» по сути франшиз.

Для тех, кто уже вышел на новый уровень развития и уже готов предлагать свою франшизу молодым предпринимателям, крайне важно ответственно подойти к оформлению договорных отношений, поскольку они по сути передают новым людям право использования годами наработанной репутации. В данном случае крайне важно отобразить в соглашении четкие требования не только по использованию торговой марки, но и систему контроля за качеством продукции, уровнем обслуживания клиентов, вплоть до способов и методов рекламирования.

Следует отметить, что в последние годы в Украине усматривается тенденция активного роста количества как франчайзинговых материнских компаний, так и их франчайзи.  Наверное учитывая это, в парламент был подан законопроект (№7430), направленный на урегулирование рынка франчайзинга. Поскольку данный документ находится только на стадии рассмотрения в комитете и является далеко не первой попыткой принять специализированный закон, то детально анализировать его положения, пожалуй, рано.

Однако нельзя не отметить, что он содержит достаточно много реформаторских положений. Так, в нем закреплено понятие франчайзинга, определено правовое положение сторон такого договора (интересным является то, что франчайзи может быть только ФЛП либо юрлицо, -действующее же законодательство такого ограничения не содержит), ограничен срок действия договора до 3 лет, введена регистрация договора франчайзинга (всех договоров – у госрегитратора по ФЛП и юридическим лицам, а если объект защищается по патентному законодательству – еще и в уполномоченном органе по защите объектов интеллектуальной собственности), расширен перечень объектов, которые могут передаваться по франшизе.

Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что франчайзинг в Украине только набирает обороты. Надаёмся, что законодатель поддержит положительную динамику и детально урегулирует правоотношения в данной отрасли, поскольку это значительно повысит инвестиционную привлекательность Украины  и активизирует бизнес процессы.

 

 

 

   Анастасия Бабийчук 

   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: фрайчайзинг, франшиза

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Ухвалено Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік". Чого чекати?

14 листопада 2019 року Веховна Рада ухвалила Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік"

Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.