Доминанта

Госслужба 2016: законодательные изменения

13 мая 2016

С 1 мая 2016 года вступил в законную силу новый ЗУ «О государственной службе». Следует отметить, что он содержит много как формальных, так и тех изменений, которые в корне изменят жизнь государственных служащих.

Во-первых, были изменены категории госслужбы. Теперь вместо 7 старых появились 3 новые категории, а именно: 

  • категория «А» (высший корпус государственной службы);
  • категория «Б» (руководители подразделений);
  • категория «В» (другие должности).

Что касается государственных служащих категории «А», то они обязаны иметь магистерскую степень, опыт работы на должностях категории «Б» и «В», общий стаж трудовой деятельности не менее 7 лет.

Важным является тот факт, что действие Закона распространяется на  ограниченный круг лиц, который составляют: государственные служащие секретариата КМУ, министерств и других центральных органов исполнительной власти; местных государственных администраций; органов прокуратуры; военного управления; дипломатических учреждений и других госорганов. В свою очередь закон не регулирует деятельность: Президента Украины; Главы Администрации ПУ и его заместителей; членов КМУ, заместителей министров; Главу и членов Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, Антимонопольного комитета, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, ЦИК; секретаря СНБО; народных депутатов; служащих НБУ; депутатов местных советов; судей; прокуроров; военнослужащих; правоохранителей и работников патронатных служб.

Из интересных нововведений стоит отметить внедрение процедуры назначения государственных служащих на конкурсных основаниях. Категорию «А» будет выбирать специально созданная комиссия по вопросам формирования высшего корпуса госслужбы в составе общественных активистов, представителей Верховной Рады, Президента Украины, правительства, профсоюзов, ассоциации работодателей, главы Антикоррупционного бюро и председателя профильного агентства по вопросам госслужбы. Госслужащие категории «Б» будут назначаться после прохождения отбора конкурсной комиссией, состоящей из представителей органа назначения, а также из привлеченных специалистов.

Анализируя новые положения Закона, можно прийти к логичному заключению, что он существенно расширяет принцип деполитизации власти. Теперь государственные служащие категории «А» не могут быть членами политических партий, а служащие категории «Б» и «В» не могут занимать руководящие позиции в политических партиях. Также государственные служащие не могут демонстрировать свои политические взгляды и/или совершать действия, которые могут свидетельствовать об «особом» отношении к той или иной политической силе.

Огромное внимание в Законе уделено дисциплинарной ответственности. Вводится ответственность за нарушение Правил этического поведения госслужащих. Устанавливаются такие дисциплинарные проступки как:

  • нарушение Присяги государственного служащего;
  • нарушение Правил этического поведения госслужащих;
  • неуважение к государству, государственным символам Украины, Украинскому народу;
  • деяния, которые вредят авторитету государственной службы;
  • неисполнение служебных обязанностей;
  • несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  • превышение служебных полномочий;
  • выражение политической предубежденности;
  • прогул;
  • появление на работе в состоянии алкогольного опьянения;
  • неуведомление руководства о факте прямой подведомственности с близкими родственниками;
  • действия, которые привели к хищению государственного или коммунального имущества.

Срок привлечения к дисциплинарной ответственности составляет 6 месяцев с момента выявления нарушения руководством. Устанавливается порядок рассмотрения дисциплинарного производства, вводятся специальные составы дисциплинарной комиссии. Кроме того, вводится такое новое основание для преклащения полномочий госслужащего как приобретение гражданства другой страны. 

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что данные нововведения однозначно направленны на защиту граждан Украины от произвола государственных служащих, от партийной предубежденности и отказа служения народу Украины. Вместе с тем же, они в определенной мере предоставляют гарантии государственным служащим в том, что их возможные нарушения будут рассматриваться непредубежденной комиссией. Следовательно, оценить практическую значимость данного Закона мы сможем только после того, как он реально «заработает».

Теги: госслужба, ответственность, закон

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.

Довірча власність – як спосіб забезпечення виконання зобов’язання

20 вересня набрав чинності Закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо стимулювання інвестиційної діяльності в Україні» № 132-IX, яким введено новий в українському законодавстві спосіб забезпечення виконання зобов’язання «довірча власність».

По суті, законодавець вирішив удосконалити процедуру забезпечення виконання зобов’язання, та захистити права сторін боргових зобов’язань. Але чи дійсно такий варіант буде ефективний на практиці, поки не відомо, так як існує величезна кількість нюансів, які будуть вирішені лише після того як інститут довірчої власності запрацює на практиці.