Доминанта

Государство помогает рейдерам?

13 марта 2019

В последние годы для рейдерской деятельности в Украине были созданы благоприятные условия, поскольку с принятием новых регистрационных правил в сфере недвижимости и бизнеса под лозунгом «децентрализация и упрощение» открылись широкие возможности для незаконного завладения недвижимым имуществом и корпоративными правами предприятий. Данные изменения значительно упростили процедуру регистрации перехода права собственности на имущество и сделали ее очень доступной для разного рода мошенников.  

Как следствие непродуманной реформы, процедура регистрации была упрощена настолько, что недвижимость регистрировалась за предприятием и предприятие переоформлялось без единого нотариально заверенного документа. Мошеннику достаточно было подделать лишь несколько подписей. Кроме того, функции органа регистрации стали выполнять не только государственные регистраторы территориальных управлений юстиции, а также органы местного самоуправления, частные нотариусы, многочисленные коммунальные и государственные предприятия (так называемые аккредитованные субъекты). Именно эти аккредитованные субъекты в большинстве случаев и используются рейдерами как инструмент беспринципного завладения имуществом.

Стоит отметить, что из всех субъектов регистрации лишь для нотариусов и регистраторов в сфере бизнеса не были установлены ограничения полномочий по территориальному принципу, что позволило им проводить регистрацию объектов недвижимости и предприятий (в том числе изменения состава их участников) независимо от их расположения на территории Украины. На основании поддельных документов недобросовестные нотариусы и регистраторы «переписывали» имущество по всей стране, не покидая при этом пределы своего кабинета.

Также является крайне нелогичным и не поддается никакой критике положение, согласно которому оригиналы документов, являющиеся основанием для регистрации недвижимости, подлежат возврату заявителю. Таким заявителем может быть мошенник, подавший изначально поддельные документы и, конечно же, уничтоживший их после успешно проведенного действия. Факт мошенничества невозможно будет доказать, поскольку если нет оригиналов документов - нет доказательства преступления. В результате остаются только обманутые покупатели, ставшие «счастливыми» обладателями несуществующей недвижимости.

Опомнившись, законодатели в ноябре 2016 года вернули ряд ограничений, действовавших ранее, в том числе отменили для нотариусов эксклюзивное правило экстерриториальности регистрационных действий. Теперь все без исключения государственные регистраторы и нотариусы вправе проводить регистрацию объектов недвижимости только в пределах своей области. Было введено обязательное нотариальное удостоверение подписей на документах по внесению недвижимости в уставной капитал предприятий и для переоформления самих предприятий. Кроме того, в 2018 году подано три проекта изменений в законы под условным названием «Рейдерство Стоп», которые застряли комитетах ВРУ.

Внесенные поправки в законодательство и планируемые не имеют комплексного характера и лишь частично сглаживают последствия непродуманной реформы при этом, не предоставляя эффективных инструментов в борьбе с рейдерами.

Как не допустить рейдерскую атаку на свое имущество и не потерять свой бизнес мы Вам расскажем на Втором Южноукраинском Форуме «Защита бизнеса 2019».

 Игорь Козак 

 ведущий юрист, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Закон про мову: зміни в підприємницькій діяльності

Менш як за два місяці набере чинності Закон України «Про забезпечення функціонування української мови як державної» прийнятий 25.04.2019 року Верховною Радою України.

Нове у блокуванні податкових накладних

Вже більше року ми не звертались до теми блокування податкових накладних оскільки особливих змін в цій сфері не було. Однак, за минулий час бізнес не тільки став підлаштовуватись під вимоги системи моніторингу, але й активно боротись з ДФС за свої права і напрацював досить позитивну практику в питаннях розблокування податкових накладних.

Несвоєчасне надання публічної інформації розпорядником: як діяти

Кожен громадянин має право звертатися до розпорядника публічної інформації не залежно від того, яким чином ця інформація пов’язана із запитуючим.