Доминанта

Градостроительная деятельность по новым правилам

17 февр. 2017

Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом законопроект № 4733-1 от 3 июня 2016 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования градостроительной деятельности» (далее - Законопроект), который опубликован 10 февраля 2017 года и вступит в силу через 4 месяца после публикации.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в некоторые законодательные акты в сфере градостроительной деятельности в части замены определения категорий сложности объектов строительства на категории последствий, изменение процедуры регистрации деклараций (Д1) объектов со средними классами последствий (ответственности) на получение разрешения для выполнение строительных работ, принятия в эксплуатацию указанных объектов на основании сертификата, а для объектов с незначительными классами последствий (ответственности) - выполнение строительных работ на основании только лишь уведомления. Кроме того, законопроектом определен исчерпывающий перечень условий для предоставления исходных данных для проектирования объектов строительства. Далее детально рассмотрим  изменения, которые вступят в силу 10 июня 2017 года.

Пользуясь нынешними неоднозначными критериями для определения категории сложности объекта, строительные компании часто указывают 3 категорию сложности, когда на самом деле объект относится к 4 или 5 категории. Теперь непосредственно в ЗУ «О градостроительной деятельности» будут установлены критерии отнесения объекта к тому или иному классу, что сделает невозможным существующие на сегодня манипуляции связанные с получением прав на выполнение строительных работ. Для классификации объектов строительства будут использоваться классы последствий (ответственности) строений и сооружений, которые определяются как характеристика уровня возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно или периодически находятся на объекте или непосредственной близости от него, материального ущерба и социальных утрат, связанных с прекращением эксплуатации или утраты целостности объекта. Таких классов будет всего 3: СС1 незначительные последствия, СС2 средние последствия, СС3 значительные последствия. Со дня вступления в силу законопроекта пока еще действующие 1 и 2 вторая категории сложности будут соответственно отнесены к классу СС1, 3 и 4 категории – к классу СС2, а 5 – я категория сложности будет соответствовать классу со значительными последствиями (СС3).

Итак, к классу СС1 будут отнесены объекты с уровнем возможной опасности для жизни и здоровья 50 лиц, которые постоянно пребывают на объекте; с уровнем возможной опасности для жизни и здоровья 100 лиц, которые периодически пребывают на объекте; с уровнем материального ущерба и социальных утрат, связанных с прекращением эксплуатации объекта, в размере 2500 минимальных заработных плат (9 млн. гривен). Если характеристика объекта незначительно превышает даже один из указанных критериев, то он не может быть отнесен к классу СС1.

К классу СС3 будут отнесены все объекты культурного наследия; объекты повышенной опасности, идентифицированные согласно Закону Украины «Об объектах повышенной опасности»; жилые, общественные или многофункцинальные строения свыше 100 метров и/или с уровнем возможной опасности для здоровья и жизни людей более 400 лиц, которые постоянно пребывают на объекте.

Методом исключения все остальные объекты будут отнесены соответственно к классу со средними последствиями (СС2). Как видим, непосредственно в законе (ст. 34 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности») будут указаны критерии классификации объектов строительства, что в свою очередь избавит от необходимости обращения к государственным строительным нормам и стандартам.

В связи с нововведениями в классификации объектов строительства изменению подлежит и разрешительная система. Будут отменены декларации о начале строительства всех объектов, а для реализации строительства объектов, подпадающих под действующую 3 категорию сложности, вводится требование наличия разрешения органов ГАСИ. Право на выполнение строительных работ по сооружению объектов с незначительными последствиями (СС1) возможно будет получить на основании только поданного уведомления о начале их выполнения. К таким объектам будут отнесены в частности индивидуальные жилые, дачные, садовые, небольшие многоквартирные дома. Пока на данный момент для строительства указанных объектов необходимо регистрировать декларацию о начале строительных работ. Как отмечают представители власти, замена декларативного принципа строительства объектов незначительного класса последствий на уведомительный даст возможность фактически для 85% объектов облегчить получения права на строительство. Но такие заявления являются преждевременными, поскольку процедура подачи уведомления устанавливаются соответствующими правилами, которые в свою очередь еще не изменены в соответствии с Законопроектом и какие будут установлены требования к процедуре подачи уведомлений пока определить сложно.

 С другой стороны, сложные объекты (СС2 и СС3), включая объекты культурного наследия и нынешние объекты 3 категории сложности, будут строиться после предоставления соответствующего разрешения, вводится в эксплуатации по акту ввода и получению сертификата. Неизменной останется процедура ввода в эксплуатацию для объектов нынешней 2 категории, а именно регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Для получения градостроительных условий и ограничений в ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности» вводится исключительный перечень необходимых документов (документы на земельный участок, копия документы на строения в случае его реконструкции, геоподоснова 1:2000 и «вытяг» с Государственного земельного кадастра). Для строительства на участке не внесенном в публичною кадастровую карту не возможно будет получить градостроительные условия и ограничения, поскольку по такому участку нельзя будет получить «вытяг». В свою очередь не предоставление какого – либо из перечисленных документов будет являться основание для отказа в выдаче исходных данных. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений также будет указан в законе.

Верховная Рада Украина установила 4-х месячный срок, до 10 июня 2017 года, для привидение законодательства в соответствие с Законопроектом, включая принятие новых редакций строительных правил. В целом законопроект оставляет положительное впечатление, но объективно оценить изменения в градостроительной деятельности возможно будет лишь только после внесение изменений в правила осуществления подготовительных и строительных работ, а также правила принятия объектов в эксплуатацию. Ведь именно в них будут содержаться положения имеющие ключевое значение для практической деятельности.

 

Игорь Козак

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: строительство, ГАСИ

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.