Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Градостроительная деятельность по новым правилам

17 февр. 2017

Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом законопроект № 4733-1 от 3 июня 2016 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования градостроительной деятельности» (далее - Законопроект), который опубликован 10 февраля 2017 года и вступит в силу через 4 месяца после публикации.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в некоторые законодательные акты в сфере градостроительной деятельности в части замены определения категорий сложности объектов строительства на категории последствий, изменение процедуры регистрации деклараций (Д1) объектов со средними классами последствий (ответственности) на получение разрешения для выполнение строительных работ, принятия в эксплуатацию указанных объектов на основании сертификата, а для объектов с незначительными классами последствий (ответственности) - выполнение строительных работ на основании только лишь уведомления. Кроме того, законопроектом определен исчерпывающий перечень условий для предоставления исходных данных для проектирования объектов строительства. Далее детально рассмотрим  изменения, которые вступят в силу 10 июня 2017 года.

Пользуясь нынешними неоднозначными критериями для определения категории сложности объекта, строительные компании часто указывают 3 категорию сложности, когда на самом деле объект относится к 4 или 5 категории. Теперь непосредственно в ЗУ «О градостроительной деятельности» будут установлены критерии отнесения объекта к тому или иному классу, что сделает невозможным существующие на сегодня манипуляции связанные с получением прав на выполнение строительных работ. Для классификации объектов строительства будут использоваться классы последствий (ответственности) строений и сооружений, которые определяются как характеристика уровня возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно или периодически находятся на объекте или непосредственной близости от него, материального ущерба и социальных утрат, связанных с прекращением эксплуатации или утраты целостности объекта. Таких классов будет всего 3: СС1 незначительные последствия, СС2 средние последствия, СС3 значительные последствия. Со дня вступления в силу законопроекта пока еще действующие 1 и 2 вторая категории сложности будут соответственно отнесены к классу СС1, 3 и 4 категории – к классу СС2, а 5 – я категория сложности будет соответствовать классу со значительными последствиями (СС3).

Итак, к классу СС1 будут отнесены объекты с уровнем возможной опасности для жизни и здоровья 50 лиц, которые постоянно пребывают на объекте; с уровнем возможной опасности для жизни и здоровья 100 лиц, которые периодически пребывают на объекте; с уровнем материального ущерба и социальных утрат, связанных с прекращением эксплуатации объекта, в размере 2500 минимальных заработных плат (9 млн. гривен). Если характеристика объекта незначительно превышает даже один из указанных критериев, то он не может быть отнесен к классу СС1.

К классу СС3 будут отнесены все объекты культурного наследия; объекты повышенной опасности, идентифицированные согласно Закону Украины «Об объектах повышенной опасности»; жилые, общественные или многофункцинальные строения свыше 100 метров и/или с уровнем возможной опасности для здоровья и жизни людей более 400 лиц, которые постоянно пребывают на объекте.

Методом исключения все остальные объекты будут отнесены соответственно к классу со средними последствиями (СС2). Как видим, непосредственно в законе (ст. 34 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности») будут указаны критерии классификации объектов строительства, что в свою очередь избавит от необходимости обращения к государственным строительным нормам и стандартам.

В связи с нововведениями в классификации объектов строительства изменению подлежит и разрешительная система. Будут отменены декларации о начале строительства всех объектов, а для реализации строительства объектов, подпадающих под действующую 3 категорию сложности, вводится требование наличия разрешения органов ГАСИ. Право на выполнение строительных работ по сооружению объектов с незначительными последствиями (СС1) возможно будет получить на основании только поданного уведомления о начале их выполнения. К таким объектам будут отнесены в частности индивидуальные жилые, дачные, садовые, небольшие многоквартирные дома. Пока на данный момент для строительства указанных объектов необходимо регистрировать декларацию о начале строительных работ. Как отмечают представители власти, замена декларативного принципа строительства объектов незначительного класса последствий на уведомительный даст возможность фактически для 85% объектов облегчить получения права на строительство. Но такие заявления являются преждевременными, поскольку процедура подачи уведомления устанавливаются соответствующими правилами, которые в свою очередь еще не изменены в соответствии с Законопроектом и какие будут установлены требования к процедуре подачи уведомлений пока определить сложно.

 С другой стороны, сложные объекты (СС2 и СС3), включая объекты культурного наследия и нынешние объекты 3 категории сложности, будут строиться после предоставления соответствующего разрешения, вводится в эксплуатации по акту ввода и получению сертификата. Неизменной останется процедура ввода в эксплуатацию для объектов нынешней 2 категории, а именно регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Для получения градостроительных условий и ограничений в ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности» вводится исключительный перечень необходимых документов (документы на земельный участок, копия документы на строения в случае его реконструкции, геоподоснова 1:2000 и «вытяг» с Государственного земельного кадастра). Для строительства на участке не внесенном в публичною кадастровую карту не возможно будет получить градостроительные условия и ограничения, поскольку по такому участку нельзя будет получить «вытяг». В свою очередь не предоставление какого – либо из перечисленных документов будет являться основание для отказа в выдаче исходных данных. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений также будет указан в законе.

Верховная Рада Украина установила 4-х месячный срок, до 10 июня 2017 года, для привидение законодательства в соответствие с Законопроектом, включая принятие новых редакций строительных правил. В целом законопроект оставляет положительное впечатление, но объективно оценить изменения в градостроительной деятельности возможно будет лишь только после внесение изменений в правила осуществления подготовительных и строительных работ, а также правила принятия объектов в эксплуатацию. Ведь именно в них будут содержаться положения имеющие ключевое значение для практической деятельности.

 

Игорь Козак

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: строительство, ГАСИ

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Введение военного положения, как обстоятельство непреодолимой силы. Порядок удостоверения ФОРС-МАЖОРА.

Согласно ст.14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине», форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) является чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно невозможное исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.) обязанностей согласно законодательных и других нормативных актов.

Об услуге по поставке тепловой энергии в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (ч. 2)

Продолжая нашу предыдущую публикацию, рассмотрим теперь предоставленные новым Законом возможности в части расторжения договорных отношений в сфере теплоснабжения и связанного с этим отключения от систем централизованного отопления.

Отмена и обжалование временного ограничения физического лица в праве выезда за пределы Украины: процессуальные возможности защиты прав и законных интересов должника

Достаточно часто физические лица, а также руководители юридических лиц, которые выступают должниками в исполнительном производстве, сталкиваются с неприятной ситуацией, в которой их право на свободу передвижения, в частности на пересечение государственной границы и выезд с территории Украины, ограничивается на вполне законных основаниях путем применения к ним в установленном действующим законодательством Украины порядке временных ограничений в праве выезда за пределы Украины.