Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Грядут реформы в корпоративной сфере (часть 1)

25 мая 2017

Еще в конце 2016 года Верховной Радой в первом чтении принят проект закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Анализ проекта на данном этапе позволит определить тенденции изменений и ключевые новеллы в корпоративной сфере.

Первое, на что падает внимание при изучении законопроекта – это количество участников общества, которое планируется сделать неограниченным! Для сравнения на данный момент максимальное количество – 100, при достижении этой цифры общество должно реорганизоваться в акционерное.

Положения, устанавливающие права и обязанность участников общества, носят сугубо декларативный характер и не предлагают ничего интересного для анализа. По-прежнему при определении статуса участников общества необходимо проявлять креатив и прописывать различные нюансы в уставе. Наличие таких положений в дальнейшем позволит, например, обоснованно исключить участника при нарушении им своих обязанностей.

Новый закон не обойдет стороной уже давно нашумевший корпоративный договор. Им планируется урегулировать взаимодействия участников общества при принятии важных, да и не только, решений в обществе. Его сторонами могут быть только участники общества, причем как все, так и несколько. К сожалению, корпоративный договор нельзя будет заключить с лицом, принимаемым в общество. А ведь таким образом можно было бы прописать, что участник Иванов проголосует «За» при принятии Петрова в состав участников общества, если в дальнейшем Петров будет голосовать на общем собрании угодным для Иванова способом. Установлено ограничение предмета такого договора. Так, нельзя устанавливать обязательство голосовать по указанию органов управления общества. А в остальном, что не запрещено – может быть прописано, но только в рамках нашего законодательства!

Предусматривается возможность заключения договора «О создании общества» при его учреждении. По моему мнению, такой договор не будет иметь массовое применение, поскольку не носить характер учредительного и не является обязательным при регистрации общества. А в свою очередь обязанности участников, в том числе в части внесения уставного капитала, детально могут быть прописаны в уставе и тогда не нужен никакой дополнительный договор.

Как и сейчас учредительным документом общества будет являться устав, первую редакцию которого не нужно обязательно нотариально удостоверять. А вот подписана «стартовая» редакция должна быть всеми учредителями. Изменения в устав общества или устав общества в новой редакции подписываются участниками общества, голосовавшими «За» такое решение. Новая редакция также может быть подписана лицом, уполномоченным на это общим собранием участников. Подписи участников или уполномоченных лиц удостоверяются нотариально. Те, кто детально разбирается в корпоративном законодательстве, наверняка заметили, что снова будет возможности принять изменения в устав в виде дополнений. Напомню, что на сегодня изменения вносятся исключительно в виде принятия устава общества в новой редакции.

Значительно «похудеет» объем ведомостей, которые необходимо будет указывать в уставе. В уставе только нужно будет указать: 1) полное и сокращенное (при наличии) наименование общества; 2) органы управления обществом, их компетенцию, порядок принятия ими решений; 3) порядок вступления и выхода из него. Не обязательно нужно будет указывать предмет и цели деятельности (что являться логичным, ведь предмет деятельности отражается в КВЭДах указанных в реестре), состав участников, размер и порядок создания уставного капитала, порядок распределения прибыли и убытков, порядок подписания учредительных документов, порядок ликвидации и реорганизации общества. Как видим, больше не будет необходимости дублировать положения законов в уставе. Большинство информации будет содержаться только в реестре, и ее изменение не будет влечь за собой внесение изменений в учредительные документы.

На мой взгляд, очень важной новеллой проекта является исключение информации о размере уставного капитала и перечня участников общества из перечня сведений, подлежащих обязательному закреплению в уставе. Это требование на данный момент входит в конфликт с механизмами, регулирующими отчуждение или переход долей участников в уставном капитале. Так, сейчас независимо от оснований приобретения лицом права на долю требуется внесения изменений в устав путем принятия соответствующего решения общим собранием участников. Таким образом создается неприемлемый для многих инвесторов риск блокировки регистрации изменений в составе участников, получивших долю на законных основаниях. Поэтому вместо включения сведений об уставном капитале и участников в устав проектом предусмотрено отражение этих сведений только в реестре.

На данный момент проанализировано всего 10 статей, а уже сколько новой информации. Для того, что бы охватить детально все изменения, рассматриваемая тема будет разбита на несколько блоков. Так что на сегодня все. To be continued…

   

   Игорь Козак 

   юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: корпоративное право, реформы

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Безопасность и качество пищевых продуктов: когда обязательна регистрация производственных мощностей

В Украине с 20.09.2015г. действует система контроля за производством и оборотом пищевых продуктов, в соответствии с которой операторы рынков пищевых продуктов до начала эксплуатации обязаны получать эксплуатационные разрешения на мощности по производству и хранению пищевых продуктов животного происхождения, а в случае эксплуатации заведений общественного питания и заведений розничной торговли – обязаны проходить государственную регистрацию мощностей по производству/обороту пищевых продуктов.

Идет налоговая проверка… Что дальше? (часть 2-я)

Повторная проверка

Следует отметить, что такого понятия в налоговом законодательстве не существует и под ней мы подразумеваем внеплановую документальную проверку, которую контролирующий орган может назначить в случаях, если налогоплательщиком подано:

- возражения к акту проверки и/или дополнительные документы;

- административную жалобу на принятое по результатам проверки налоговое уведомление-решение (НУР).

Идет налоговая проверка… Что дальше? (часть 1)

Я глубоко убежден, что лучшая проверка та, которой не было.