Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Грядут реформы в корпоративной сфере (часть 2)

8 июня 2017

В предыдущей статье по данной теме нами были рассмотрены вопросы касательно: прав и обязанностей участников общества и его создания, заключения договора о создании общества и корпоративного договора, перечня обязательных ведомостей устава.

Указанные изменения, а также нижеперечисленные нововведения вступят в силу после принятия проекта Закона Украины «О обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», который сейчас передан на повторное второе чтение.

Что ж, продолжим их анализ. Как и на сегодняшний день, по общему правилу не будет требоваться оценка эксперта при внесении в уставной капитал вклада в неденежной форме. Это означает, что участники общества сохранят за собой право по единогласному решению самостоятельно определять стоимость того или иного объекта недвижимости и в зависимости от такой оценки формировать необходимый размер уставного капитала. При учреждении общества такую оценку необходимо будет указывать в договоре о создании общества, что в свою очередь делает наличие такого договора обязательным.

Будет уменьшен срок внесения доли в уставной капитал. На сегодняшний день участники имеют 1 год для уплаты установленного вклада, предлагается ограничить такое действие 6-ю месяцами. Проект предусматривает наступления жестких последствий за нарушение сроков внесения вклада, вплоть до изъятия доли участника, который просрочил оплату. В случае частичного внесения вклада обществом решается вопрос о том, будет ли участник лишен участия в обществе полностью или его доля будет уменьшена до размера внесенной части вклада.

При увеличении уставного капитала за счет дополнительных вкладов номинальная стоимость доли участника общества может быть увеличена на сумму, равную или меньшую стоимости дополнительного вклада такого участника. Например, это дает возможность увеличить долю Петрова на 10 %, а Иванова на 20 % в уставном капитале общества при том, что оба внесли дополнительный вклад, например, в размере 1 000 грн.

Избежанию конфликтов и защите интересов миноритарных участников будет служить правило о неизменности пропорций долей участников при увеличении размера уставного капитала за счет нераспределенной прибыли общества. При уменьшении размера уставного капитала по решению общества соотношение размеров долей участников в уставном капитале не будет изменяется.

При уменьшении уставного капитала исполнительный орган общества в течение десяти дней должен письменно уведомить каждого кредитора, требования которого к обществу не обеспечены залогом, гарантией или поручительством. В таком случае кредиторы вправе предъявить требования об

обеспечении выполнения обязательств путем заключения договора обеспечения, досрочного прекращения или исполнения обязательств перед кредитором.

Преимущественное право участника общества на покупку доли концептуально не будет изменено. Проект лишь более детально описывает процедуру уведомления других участников при продаже. Дарить свою долю без согласия остальных участников общество больше не будет возможным, поскольку проектом требования об уведомлении предусмотрено не только при сделках купли – продажи, но и при иных на основании которых осуществляется переход права собственности на долю.

Проект содержит интересную статью под наименованием «Особенности обращения взыскания на долю участника общества». Так, государственные исполнители будут вправе взыскать долю участника общества на основании судебных решений:

  • о взыскании с участника денежных средств;
  • об обращении взыскания на долю имущественного поручителя, которая передана в залог в обеспечение обязательства другого лица.

Для расчета стоимость взыскиваемой доли общество обязано будет предоставить государственному исполнителю все необходимые документы. После расчёта стоимость другие участники могут использовать свое право на выкуп взыскиваемой доли.

Предусматривается установление безоговорочного права наследника (правопреемника) участника, доля которого в уставном капитале общества превышает 50 процентов, вступить в общество. В ином случае наследник сможет вступить в общество только на основании единогласного решения остальных участников.

Предполагается, что участник, доля которого в капитале общества превышает 50 процентов, может выйти из общества по согласию других участников. Собственники же меньших долей в уставном капитале общества смогут в любое время выходить из общества на основании только личного волеизъявления. С целью предотвращения возможных злоупотреблений по искусственному занижению стоимости доли, проектом предусмотрено предоставление участнику, который вышел, права ознакомиться с любыми документами общества, которые могут быть необходимы для определения финансового состояния общества и стоимости доли на дату выхода.

Заслуживает особенного внимания положение, позволяющие исключить участника общества в судебном порядке. С таким иском вправе обратится участники или участник, владеющий 10 % и более в уставном капитале общества. Для сравнения, на данный момент такое исключения в судебном порядке является невозможным, поскольку суд не вправе принимать решения, относящиеся к компетенции общего собрания участников общества. А в свою очередь смена состава участников является исключительно компетенцией высшего органа управления обществом.

Важной новеллой проекта является также установление правил заключения значительных сделок и сделок с заинтересованностью. К значительным сделка будут отнесены сделки, цена которых превышает 25 % стоимости чистых активов предприятия по состоянию на последний квартал. В свою очередь к сделкам с заинтересованностью будут отнесены сделки, стороной которой прямо или посредственно является участник или должностное лицо общества и предмет договора которого превышает сумму, установленную ст. 46 проекта.

Правила предусматривают, что исполнительный орган не может совершать значительные сделки и сделки с заинтересованностью по собственному желанию, а должен получить на это специальное согласия. Такое согласие предоставляется общим собранием или наблюдательным советом (причем голосование проходит по специальным правилам). Если указанные требования не соблюдены, то исполнительный орган не имел полномочий на совершение сделки, поэтому такая сделка является несовершенной (договор - незаключенным). В случае совершения крупной сделки с добросовестным контрагентом, такая сделка все же будет считаться заключенной благодаря специальному правилу абз.2 ч.3 ст.92 ГК Украины.

Рассмотренные нами основные положения проекта уже сейчас дают основание полагать, что корпоративная сфера будет кардинально изменена. Полагаем, что одними из наиболее важных изменений являются:

  • исключение информации о размере уставного капитала и перечня участников общества из перечня сведений, подлежащих обязательному закреплению в уставе. Это требование на данный момент входит в конфликт с механизмами, регулирующими отчуждение или переход долей участников в уставном капитале. Таким образом будет устранён неприемлемый для многих инвесторов риск блокировки регистрации изменений в составе участников, получивших долю на законных основаниях;
  • создание такого органа как наблюдательный совет позволит усилить контроль над деятельностью исполнительного органа общества;
  • исключение участника общества не только по решению общего собрания, но и по решению суда;
  • урегулирование крупных сделок и сделок из заинтересованностью уменьшит объём изъятия доходов обществ и инвестированных участниками средств недобросовестными менеджерами или контролирующими их участниками.

   

   Игорь Козак 

   юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: ООО, корпоративное право

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Какие органы уполномочены проводить комплексные проверки трудоустройства сотрудников и чем это грозит предпринимателям (размеры штрафов)

Распоряжение Кабмина от 05.09.2018г «О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения» вряд ли кто-то воспринял как гром среди ясного неба, ведь небо давно в этой сфере было пасмурным... В данной статье мы разберемся кого ждать предпринимателям в рамках предстоящих комплексных проверок и каковы полномочия каждого из ревизоров. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам труда поручено следующим органам: Государственной службе по вопросам труда, органам местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями, ГФС и Пенсионному Фонду.

Факторы риска, повышающие вероятность проведения комплексной проверки по вопросам труда

Уже с начала октября бизнес ожидает новый этап «проверки на прочность», а именно усиление государственного контроля за оформлением трудовых отношений с наемными сотрудниками. Следует отметить, что конкретный план и порядок проведения данных «комплексных мероприятий, направленных на детенизацию занятости и доходов населения» пока не утвержден, но уже сегодня очевидно, что всем предпринимателям стоит провести серьезную подготовительную работу.

Распоряжение КМУ от 5 сентября 2018 г. - с октября бизнес подвергнут комплексным проверкам по вопросам труда

Прикрываясь благими намерениями, такими как защита трудовых прав работающих лиц и усиление дисциплины уплаты ЕСВ правительство инициирует очередную волну давления на бизнес. «О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения» - именно так называется распоряжение, принятое Кабмином на заседании 5 сентября 2018 года. Согласно нему, уже менее чем через месяц, а именно с 5 октября, начнутся комплексные проверки предпринимателей с целью «детенизации рынка труда и совершенствования контроля за оформлением трудовых отношений с наемными работниками».