Доминанта

ГСМ-по новому

27 марта 2019

В настоящее время сфера производственной деятельности неразрывно связана с использованием горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ).

С 01.07.2019 года нас ждут новые правила учета и отслеживания оборота горючего, что может существенно повлиять на жизнь больших производств, а потому к таким переменам следует подготовиться как технически, так и морально.

Первое, что следует сказать - на розничную реализацию топливом теперь потребуется лицензия, к которому относятся:

1) нефтепродукты;

2) сжиженный газ;

3) топливо моторное альтернативное;

4) топливо моторных смесевых;

5) вещества, используемые как компоненты моторных топлив;

6) иные товары, в соответствии с кодами УКТ ВЭД.

При этом такой документ нужен не зависимо от вида горючего и выдается он на каждое место реализации.

Однако, если с реализацией топлива все более-менее понятно, то новые требования о лицензировании хранения топлива стали абсолютным сюрпризом для предприятий ведь согласно формулировке под действие данной нормы попадает не только предоставление такой услуги другим лицам, но и хранение собственного топлива без привязки к каким-то объёмам.

В законе прямо указано, что лицензия на хранение не нужна только:

  • субъектам хозяйствования, которые получили лицензии на оптовую или розничную реализацию при условии, что топливо хранится в местах реализации;
  • предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета;
  • предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва;
  • субъекты хозяйствования, которые хранят горючее, потребляемое для собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и не реализуемое через места розничной торговли.

Исходя из вышеописанного, любое другое предприятие которое имеет в своем распоряжении резервуары с топливом для собственного потребления будет нуждаться в получении лицензии, что не совсем оправдано.

Лицензия выдается органами ДФС и для ее получения необходимо подать:

  1. Документы, подтверждающие право собственности/пользования земельным участком с соответствующим целевым назначением;
  2. Акт ввода/готовности объекта к эксплуатации, сертификат о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов к каждому объекту, где реализуется продажа или хранение топлева (до 01.01.2022 г. данный документ можно не подавать, если вместо него предоставить копии документов, подтверждающих право собственности на такие объекты недвижимого имущества, выданных в установленном законодательством порядке до 1 января 2014 г.);
  3. Разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

На первый взгляд все кажется достаточно простым и обоснованным, но давайте смотреть правде в глаза. В настоящее время далеко не все предприятия, особенно сельхозпроизводители, имеющие в собственности здания и сооружения, надлежащим образом узаконили свое право землепользования под хозяйственными дворами, территориями предприятий и тому подобное, а значит должны будут прекратить реализацию топлива.

На розничную реализацию топлива и его хранение лицензии будут выдаваться сроком на 5 лет и их стоимость оплачивается ежегодно в следующих размерах:

- за хранение топлива – 780 грн/год.

- за розничную продажу – 2000 грн/год. за каждое место торговли.

Также претерпит изменения определение понятия «акцизный склад».

Теперь акцизным складом считается помещение или территория на таможенной территории Украины - для операций с топливом, т.е под это понятие попадают и резервуары, установленные вне помещений.

Не будет считаться акцизным складом при условии использования топлива исключительно для собственных нужд: помещение или территория, на которых общая вместимость емкостей для топлива не превышает 200 кубических метров, а общий годовой приход топлива у данного субъекта хозяйствования не превышает 1000 кубических метров. Данные граничные нормы применяются ко всем предприятиям кроме сельхозпроизводителей на 4-й группе ЕН для которых ввиду их повышенной потребности в ГСМ общая емкость резервуаров не лимитируется, а общий лимит получения топлива в год - до 10 000 кубических метров. В расчет лимита общего получения топлива не включается та его часть, которая была получена через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли.

В случае превышения установленных лимитов или же ведения деятельности по продаже топлива или хранению ГСМ для других субъектов хозяйствования, - такие места подлежат регистрации как акцизный склад.

Изменения данного понятия привело к тому, что если на территории предприятия установлен резервуар как для собственного потребления так и горючего для продажи (хранения) - все это подпадает под акцизный склад, а значит не удастся избежать электронного администрирования и топлива для собственных нужд.

Так для иллюстрации рассмотрим пример: предприятие-сельхозпроизводитель использует ДТ для собственных целей и при этом имеет газовую заправку, с которой отпускает газ населению. Оба резервуара находятся на одном земельном участке, а потому хоть объёмы хранилищ и общий оборот топлива не значителен, однако ввиду наличия реализации газа територия и хранилище попадают под понятия акцизный склад.

С 1 июля 2019 года в СЭА РТ будет отображаться фактическое движение топлива в разрезе мест хранения, а не субъектов хозяйствования. То есть, движение горючего будет отслеживаться между акцизными складами, а не между плательщиками акцизного налога. При этом если предприятие является распорядителем акцизного склада, то под понятие реализации топлива будет также попадать и использование его для собственных целей.

Кроме того, появилось новое понятие – «передвижной акцизный склад», к нему относится и автомобильное транспортное средство (например бензовоз) кроме случаев, если он используется субъектом хозяйствования, не являющийся распорядителем акцизного склада, для перемещения на таможенной территории Украины горючего для нужд собственного потребления.

Распорядители акцизных складов обязаны оборудовать их расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками и зарегистрировать их в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня топлива в следующие сроки:

- при общей вместимости резервуаров более 20000 куб. м., - не позднее 01.07.2019 г.;

- при общей вместимости резервуаров менее 20000 куб. м., - не позднее 01.10.2019 г.;

- при общей вместимости резервуаров на акцизном складе до 1000 куб. м. включительно, - не позднее 01.01.2020 г.

Распорядители акцизных складов обязаны в период с 1 мая до 1 июня 2019 года зарегистрировать в системе электронного администрирования реализации топлива (СЭА РТ) все акцизные склады, которые будут в их распоряжении по состоянию на 01.07.2019 г., а также все расположены на акцизных складах резервуары, введенные в эксплуатацию, расходомеры-счетчики и уровнемеры-счетчики.

С 1 июля 2019 года распорядители акцизных складов обязаны на каждом акцизном складе ежедневно в рабочие дни формировать данные о фактических остатках горючего на начало и конец отчетных суток и о суточных фактических объемах полученного и реализованного топлива в литрах и в электронной форме направлять отчет в налоговую.

При реализации топлива (в том числе перемещении топлива):

1) с одной акцизного склада на другой (в том числе передвижной) составляется два экземпляра акцизной накладной;

2) для собственного потребления или промышленной переработки, а равно и отпуск топлива неплательщикам акцизного налога составляется один экземпляр акцизной накладной.

Лицо, составившее акцизную накладную в двух экземплярах, обязано зарегистрировать первый экземпляр акцизной накладной в Едином реестре акцизных накладных (ЕРАН), а второй экземпляр такой накладной в день ее составления прислать распорядителю акцизного склада – т.е. получателю.

Получатель топлива обязан зарегистрировать второй экземпляр акцизной накладной в ЕРАН после регистрации первого экземпляра акцизной накладной и получения топлива. Таким образом, первый и второй экземпляр акцизной накладной будут отражать движение подакцизных товаров между акцизными складами.

Сразу замечу, что за нарушение требований законодательства предусмотрены штрафные санкции:

  1. За розничную торговлю горючим без наличия лицензии - 250 000 гривен (с 01.07.2019 г.)

Следующие штрафы будут применятся с 1 октября 2019 г. – в отношении распорядителей акцизных складов, на которых расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 1000 куб. метров, но не превышает 20000 куб. метров;

с 1 января 2020 г. – в отношении распорядителя акцизного склада, на складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 куб. метров.

  1. За нарушение порядка регистрации расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня топлива в резервуаре (штраф 20 тыс. грн. за каждое нарушение, а за повторное в течение года - 50 тыс. грн.);
  1. За отсутствие по вине плательщика налога регистрации акцизных складов в системе электронного администрирования реализации топлива плательщиком налога - распорядителем акцизного склада (штраф 1 млн. грн., за повторное нарушение в течение года - 2 млн. грн.);
  2. За необеспечения по вине распорядителя акцизного склада своевременного представления в ГФСУ электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объем оборота топлива (штраф 1000 грн. за каждый поданной электронный документ).

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что хотя эти нововведения и нацелены на  борьбу с нелегальным оборотом топлива, но факт того, что они содержаться не в совсем точных и верных формулировках, может лишь  создать дополнительные  проблемы для  наиболее  уязвимого производственного сектора экономики.

   Алексей Ющенко

   руководитель корпоративной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги:

Рейтинг страницы: 4.7/5 на основе 3 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).