Доминанта

Идет налоговая проверка… Что дальше? (часть 1)

13 июля 2018

Я глубоко убежден, что лучшая проверка та, которой не было.

И хотя мы неоднократно обращались к теме проверок, но обычно фокус внимания оставался на этапе допуска к проверке и возможности от нее уклониться. Однако на практике довольно много клиентов обращаются за помощью и советом на стадии, когда проверка уже идет или закончилась. Поэтому в данной публикации мы обратим внимание на те нюансы, которые необходимо учитывать на таких этапах.

Стадия проведения проверки

При проведении проверки представителям контролирующих органов предоставляются по их письменному или устному требованию оригиналы документов, касающиеся предмета проверки. Все документы должны быть возвращены налогоплательщику. Любое их изъятие кроме случаев, определенных Уголовным процессуальным кодексом Украины, запрещается.

Оформление результатов проверки

Результаты проверок (кроме камеральных и электронных) оформляются контролирующим органом в форме акта (если проверкой установлены нарушения) или справки (если нарушений не выявлено). Акт (справка) по результатам документальных проверок составляется в 2-х экземплярах и регистрируется в течение 5-ти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока установленного для проведения проверки (10 дней для предприятий, имеющих филиалы).

Акты по фактическим проверкам составляются не позднее следующего дня после проведения проверки.

Один экземпляр акта не позднее следующего рабочего дня за днем его регистрации вручается представителю налогоплательщика, который обязан его подписать.

Следует отметить, что нет никакого смысла уклоняться от подписания акта проверки. Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки он может сделать об этом пометку в акте, однако сам по себе факт подписания свидетельствует о том, что Вам вручена копия акта и Вы ознакомлены с его содержанием, однако не свидетельствует о согласии с изложенными в нем выводами.

В случае невозможности вручения акта налогоплательщику он направляется почтой.

Учитывая, что сроки на подачу возражений начинают течь с даты вручения акта, - налогоплательщикам рекомендуется указывать реальную дату его получения.

Возражения на акт проверки

Если налогоплательщик не согласен с выводами проверки, он имеет право в течение 5-ти рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта, представить свои возражения и дополнительные документы. Такие возражения и/или дополнительные документы рассматриваются контролирующим органом в течение следующих 7-ми рабочих дней после их получения.

Если налогоплательщик желает принять участие в рассмотрении возражений и/или дополнительных документов, об этом он должен указать в письменном виде.

По результатам рассмотрения возражений плательщику направляется письменный ответ.

Если отсутствуют документы

Если налогоплательщик при подготовке к налоговой проверке обнаружит утрату первичных документов он должен об этом сообщить в ГФС и восстановить их в течение последующих 90 календарных дней. В таком случае сроки проведения проверки должны быть перенесены.

Жизнь есть жизнь и на практике бывает, что налоговый орган намеренно не замечает некоторых документов и отмечает их отсутствие в акте. В таком случае налогоплательщик может до принятия решения контролирующим органом по результатам такой проверки предоставить копии документов, а налоговый орган обязан их учесть при рассмотрении им вопроса о принятии решения.

Бывают случаи, что оригиналы документов отсутствуют в связи с их изъятием правоохранительными органами. В этом случае плательщику рекомендуется подать письменное объяснение и предоставить в подтверждение своих слов протоколы выемок. Налоговый кодекс возлагает обязанность по ознакомлению с такими документами на контролирующий орган при этом сроки проведения такой проверки, в том числе начатой, переносятся до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.

В моей практике были случаи, когда налоговики не только игнорировали свои обязанности по ознакомлению с оригиналами изъятых документов в правоохранительных органах, но и не «замечали» предоставленные налогоплательщиком копии документов, ссылаясь на отсутствие изъятого в рамках уголовного дела оригинала. Учитывая существующую практику по Одесскому региону, в подобных случаях налогоплательщик может рассчитывать на защиту своих прав при наличии двух условий:

  1. Если протокол выемки позволяет идентифицировать, что такой документ был изъят (иногда это сделать крайне проблематично, поскольку опись составлена относительно «папок и ящиков», а не конкретных документов, что противоречит нормам УПК Украины).
  2. И если налогоплательщиком принимались действия по их восстановлению*. 

*примечание: Скажем прямо, что это необоснованная позиция некоторых судей поскольку обязанности по восстановлению или получению дубликатов документов в случае их изъятия правоохранительными органами НКУ на плательщика не возлагает.

Таким образом, если при ознакомлении с актом проверки Вы обнаружили, что налоговый орган ссылается на непредставление или отсутствие каких-либо документов, то Вы может представить их копии в сроки, установленные для подачи возражений на акт. Предоставление документов в этот срок гарантирует возможность ссылаться на них, как на доказательства в том числе и при судебном обжаловании решений ГФС.

(продолжение читайте во второй части статьи)

 

 

 

   Алексей Ющенко

   руководитель корпоративной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: налоговая проверка, фактическая проверка

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).