Доминанта

Идет налоговая проверка… Что дальше? (часть 2-я)

16 июля 2018

Повторная проверка

Следует отметить, что такого понятия в налоговом законодательстве не существует и под ней мы подразумеваем внеплановую документальную проверку, которую контролирующий орган может назначить в случаях, если налогоплательщиком подано:

- возражения к акту проверки и/или дополнительные документы;

- административную жалобу на принятое по результатам проверки налоговое уведомление-решение (НУР).

Однако, несмотря на риск повторной проверки следует отметить, что непредставление возражений в некоторый случаях может усложнить судебную защиту, а в случае, если в акте налоговый орган указывал на отсутствие документов, то непредъявление возражений и дополнительных документов налогоплательщиком может вообще привести к потере шансов на выигрыш такого дела в суде (см. ст. 44 НКУ).

Считаю необходимым предупредить налогоплательщиков о одном нюансе. Довольно часто в своих возражениях достаточно подробно разбираются процессуальные нарушения, допущенные проверяющими и делаются ссылки на недостатки самого акта (такие как отсутствие реквизитов, необходимых данных и тому подобное).

Высшие суды неоднократно высказывали позицию, что при рассмотрении налоговых споров необходимо учитывать мотивацию, изложенную именно в акте, поскольку изменить ее налоговый орган после вынесения решения не имеет права. Учитывая это, по моему мнению, целесообразно такие нарушения указывать «вскользь», не делая на них существенного акцента, поскольку именно желание устранить или нивелировать такие нарушения является мотивом для назначения «повторных» проверок, а следовательно, налогоплательщик может потерять достаточно существенные аргументы для судебной защиты своих прав. Таким образом в возражениях логично наибольшее внимание уделить обоснованию несостоятельности выводов ГФС по существу. (Данная позиция является лично моим экспертным мнением и каждый юрист вправе определять свою стратегию защиты самостоятельно).

Продолжительность внеплановой проверки зависит от того, к какому виду относится налогоплательщик. Для субъектов малого предпринимательства - это 5 рабочих дней с возможностью продления сроков такой проверки на 2 рабочих дня.

Вынесение НУР

Решение об определении денежных обязательств и налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа:

- в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки (если возражения налогоплательщиком не подавались);

- в течение 3-х рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и/или дополнительных документов и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику (если от плательщика поступили возражения на акт и/или дополнительные документы).

Обжалование НУР

Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

Административное обжалование

Административная жалоба может быть подана в ГФС Украины в письменном виде в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения (НУР).

О подаче административной жалобы налогоплательщик обязан письменно уведомить контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства (областную ГФС).

Обычно фискальная политика ГФС не дает данному органу объективно рассматривать жалобы, поэтому достаточно небольшая часть таких обращений приносит желаемый результат. Кроме этого следует напомнить, что по результатам подачи жалобы может быть назначена внеплановая проверка налогоплательщика, а, следовательно, если нет других препятствий налогоплательщику рекомендуется обращаться сразу в суд.

Поскольку представление жалобы в установленные сроки останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, а сумма денежного обязательства, которое обжалуется, считается несогласованной до окончания процедуры обжалования, то в случаях, когда налогоплательщику необходимо выиграть время до подачи иска в суд, подать такую жалобу рекомендуется.

ГФС Украины должна рассмотреть жалобу и принять мотивированное решение в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы (и в рамках этого же срока направить такое решение налогоплательщику).

Решение ГФС Украины не подлежит в дальнейшем административному обжалованию, однако может быть обжаловано в суд.

Судебное обжалование НУР

Налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление - решение в любой момент после получения такого решения в течение 1095 календарных дней. Однако в случае, если налогоплательщиком до подачи иска была применена процедура административного обжалования - данный срок сокращается до одного месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования т.е. после получения решения ГФС Украины.

Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

Исходя из изменений процессуального законодательства, следует обратить внимание, что доказательства истцом предоставляются при подаче искового заявления, поэтому следует четко определить перечень обстоятельств, подлежащих исследованию и сформировать доказательственную базу.

Надеемся рекомендации, изложенные в данной статье, помогут Вам избежать ошибок и поспособствует отстаиванию Ваших прав как налогоплательщика.

 

   

 

 

   Алексей Ющенко

   руководитель корпоративной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

  

Теги: налоговая проверка, повторная проверка, обжалование НУР

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


В Одессе прокуратура возвращает себе функцию общего надзора, сама, как может.

В последние дни многие одесские предприниматели получили такие вот «письма счастья».

Захист авторських прав на похідний музичний твір

Проблема захисту авторських прав актуальна не тільки для України, але і для світового співтовариства.

Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.