Доминанта

Инвалиды: трудоустроить нельзя отказать

16 нояб. 2018

В последнее время работодатели, принимая во внимание увеличение штрафов и активизацию контролирующих органов, стараются не допускать неофициальное трудоустройство работников, что влечет увеличение штатной численности трудоустроенных у них лиц. Но решив одну проблему, часто забывают про необходимость решать другую.

Далеко не все помнят о категории работников, трудоустройство которых является обязательным, а за отказ в приеме их на работу тоже установлены немалые штрафы. Речь идет об инвалидах. Их статус определен Законом Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине».

В соответствии со ст. 2 данного Закона, лицом с инвалидностью является лицо со стойким расстройством функций организма, которое при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности, в результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту. Дискриминация по признаку инвалидности запрещается.

Государством данным Законом (ст. 19) установлены определенные преференции, в том числе при трудоустройстве, согласно которой для предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в размере четырех процентов среднесписочной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек, - в количестве одного рабочего места.

При этом работодатели обязаны самостоятельно рассчитывать количество рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в соответствии с вышеуказанным нормативом, и обеспечивать трудоустройство лиц с инвалидностью. Казалось бы, вполне четкая норма закона, не предполагающая двузначного толкования. Однако, в соответствии со ст. 18 данного Закона, обеспечение прав лиц с инвалидностью на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием выполнении работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращение к предприятиям, учреждениям, организациям или в государственную службу занятости. Таким образом, законодательство не предусматривает прямой обязанности работодателей самостоятельно искать инвалидов, которых они обязаны у себя трудоустроить.

Работодатели, согласно данной статье Закона, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью и предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью. То есть организация трудоустройства инвалидов возложена не на работодателей, а непосредственно на государственную службу занятости.

Работодатели, у которых среднесписочная численность работающих лиц с инвалидностью меньше, чем установлено нормативом, предусмотренным Законом, ежегодно уплачивают соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции, сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, у физического лица, которое использует наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства лица с инвалидностью и не занятое лицом с инвалидностью.

Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, размер административно-хозяйственных санкций за рабочее место, предназначенное для трудоустройства лица с инвалидностью и не занятое лицом с инвалидностью, определяется в размере половины средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, у физического лица, которое использует наемный труд.

Пользуясь размытостью норм законодательства о трудоустройстве инвалидов, предполагающего их неоднозначное толкование, областные отделения Фонда социальной защиты инвалидов часто необоснованно накладывают на субъектов хозяйствования административно-хозяйственные санкции за якобы невыполнения требований закона.

Судебная практика Верховного Суда в этом вопросе исходит из того, что обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным в Законе нормативом возлагается как на работодателей, так и на государственную службу занятости. Такая позиция изложена, например, в постановлении Верховного Суда от 26 сентября 2018 года по делу № 803/534/17 (К/9901/37435/18), размещенного на портале Судебной власти по адресу: ссылка на постановление  http://reyestr.court.gov.ua/Review/76798301.

Так, Верховный Суд в своей оценке обстоятельств дела указал, что ответчиком – обществом с ограниченной ответственностью были приняты зависящие от него предусмотренные законодательством меры по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленным нормативом и информирование центра занятости о наличии вакансий путем представления отчетов по форме 3-ПН. Отказов со стороны работодателя в трудоустройстве направленных инвалидов установлено не было. Кроме того, ответчиком в течение 2016 подавались объявления в СМИ о приглашении инвалидов на работу, что свидетельствует о принятии ответчиком дополнительных мер, направленных на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов и недопущения правонарушений в сфере хозяйствования.

В результате Верховный Суд пришел к выводу, что доказательства того, что ответчик создавал препятствия для трудоустройства инвалидов или совершал другие действия или бездействие, которые бы указывали на субъективное невыполнение норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства, в материалах дела отсутствуют. Кассационная жалоба областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов на решения судов первой и апелляционной инстанций была оставлена без удовлетворения.

В связи с вышеизложенным, для избежания лишних тяжб и финансовых потерь, субъектам предпринимательской деятельности рекомендуется не пренебрегать требованиями законодательства о трудоустройстве инвалидов, но при этом не бояться отстаивать свои права при необоснованном возложении на них штрафных санкций, используя благоприятную для них судебную практику.

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері містобудування: життя після 01.06.2020

За коронавірусною панікою та карантином можна легко пропустити важливі зміни, які відбуваються в українському законодавстві. Так, серед іншого наразі вступає в активну фазу реалізація реформи сфери містобудування.

ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ (КИК) В УКРАИНЕ.

Думаю у всех, кто читал книгу-расследование «Прачечная» (Laundromat) пулитцеровского лауреата Джейка Бернштейна, осталось впечатление что от нас ушла целая эпоха и миру офшорной секретности пришёл конец. Но Украина долгие годы оставалась в стороне он мировых тенденций борьбы с агрессивным международным налоговым планированием и внедрения планов BEPS.

Як уникнути банкрутства, якщо бізнес на межі неплатоспроможності?

Скрутний стан економіки України, наслідки карантину, несприятливі погодні умови для аграріїв на сьогодні ставлять підприємства під загрозу банкрутства та повного припинення їх діяльності.