Доминанта

Инвалиды: трудоустроить нельзя отказать

16 нояб. 2018

В последнее время работодатели, принимая во внимание увеличение штрафов и активизацию контролирующих органов, стараются не допускать неофициальное трудоустройство работников, что влечет увеличение штатной численности трудоустроенных у них лиц. Но решив одну проблему, часто забывают про необходимость решать другую.

Далеко не все помнят о категории работников, трудоустройство которых является обязательным, а за отказ в приеме их на работу тоже установлены немалые штрафы. Речь идет об инвалидах. Их статус определен Законом Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине».

В соответствии со ст. 2 данного Закона, лицом с инвалидностью является лицо со стойким расстройством функций организма, которое при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности, в результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту. Дискриминация по признаку инвалидности запрещается.

Государством данным Законом (ст. 19) установлены определенные преференции, в том числе при трудоустройстве, согласно которой для предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в размере четырех процентов среднесписочной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек, - в количестве одного рабочего места.

При этом работодатели обязаны самостоятельно рассчитывать количество рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в соответствии с вышеуказанным нормативом, и обеспечивать трудоустройство лиц с инвалидностью. Казалось бы, вполне четкая норма закона, не предполагающая двузначного толкования. Однако, в соответствии со ст. 18 данного Закона, обеспечение прав лиц с инвалидностью на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием выполнении работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращение к предприятиям, учреждениям, организациям или в государственную службу занятости. Таким образом, законодательство не предусматривает прямой обязанности работодателей самостоятельно искать инвалидов, которых они обязаны у себя трудоустроить.

Работодатели, согласно данной статье Закона, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью и предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью. То есть организация трудоустройства инвалидов возложена не на работодателей, а непосредственно на государственную службу занятости.

Работодатели, у которых среднесписочная численность работающих лиц с инвалидностью меньше, чем установлено нормативом, предусмотренным Законом, ежегодно уплачивают соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции, сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, у физического лица, которое использует наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства лица с инвалидностью и не занятое лицом с инвалидностью.

Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, размер административно-хозяйственных санкций за рабочее место, предназначенное для трудоустройства лица с инвалидностью и не занятое лицом с инвалидностью, определяется в размере половины средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, у физического лица, которое использует наемный труд.

Пользуясь размытостью норм законодательства о трудоустройстве инвалидов, предполагающего их неоднозначное толкование, областные отделения Фонда социальной защиты инвалидов часто необоснованно накладывают на субъектов хозяйствования административно-хозяйственные санкции за якобы невыполнения требований закона.

Судебная практика Верховного Суда в этом вопросе исходит из того, что обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным в Законе нормативом возлагается как на работодателей, так и на государственную службу занятости. Такая позиция изложена, например, в постановлении Верховного Суда от 26 сентября 2018 года по делу № 803/534/17 (К/9901/37435/18), размещенного на портале Судебной власти по адресу: ссылка на постановление  http://reyestr.court.gov.ua/Review/76798301.

Так, Верховный Суд в своей оценке обстоятельств дела указал, что ответчиком – обществом с ограниченной ответственностью были приняты зависящие от него предусмотренные законодательством меры по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленным нормативом и информирование центра занятости о наличии вакансий путем представления отчетов по форме 3-ПН. Отказов со стороны работодателя в трудоустройстве направленных инвалидов установлено не было. Кроме того, ответчиком в течение 2016 подавались объявления в СМИ о приглашении инвалидов на работу, что свидетельствует о принятии ответчиком дополнительных мер, направленных на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов и недопущения правонарушений в сфере хозяйствования.

В результате Верховный Суд пришел к выводу, что доказательства того, что ответчик создавал препятствия для трудоустройства инвалидов или совершал другие действия или бездействие, которые бы указывали на субъективное невыполнение норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства, в материалах дела отсутствуют. Кассационная жалоба областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов на решения судов первой и апелляционной инстанций была оставлена без удовлетворения.

В связи с вышеизложенным, для избежания лишних тяжб и финансовых потерь, субъектам предпринимательской деятельности рекомендуется не пренебрегать требованиями законодательства о трудоустройстве инвалидов, но при этом не бояться отстаивать свои права при необоснованном возложении на них штрафных санкций, используя благоприятную для них судебную практику.

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.