Доминанта

Изменения с целью развития специальной конфискации

13 марта 2017

Законодательство Украины регламентирует следующие виды конфискации:

1) конфискация имущества в качестве дополнительного наказания;

2) специальная конфискация;

3) конфискация имущества как мера уголовно-правового характера в отношении юридических лиц (принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества юридического лица, которое будет применяться судом в случае ликвидации юридического лица согласно УК).

Отдельное нормативное урегулирование специальная конфискация получила с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины» от 18.04.2013 г. На основании указанного закона Уголовный кодекс Украины был дополнен ст. 96-1 «Специальная конфискация».

Специальная конфискация состоит в принудительном безвозмездном изъятии по приговору суда в собственность государства денег, ценностей и иного имущества, при условии совершения умышленного преступления, за которые предусмотрено основное наказание в виде лишения свободы или штрафа более три тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Данный вид конфискации применяется в случае, если деньги, ценности и иное имущество:

1) получены в результате совершения преступления и/или являются доходами от такого имущества;

2) предназначались (использовались) для склонения лица к совершению преступления, финансирования и/или материального обеспечения преступления или вознаграждения за его совершение;

3) были предметом преступления (предметы преступления возвращаются владельцу (законному владельцу), а в случае, когда он не установлен, - переходят в собственность государства);

4) были подысканы, изготовлены, приспособлены или использованы как средства или орудия совершения преступления (такие предметы возвращаются владельцу (законному владельцу), который не знал и не мог знать об их незаконном использовании).

В случаях, когда объектом специальной конфискации является имущество, изъятое из гражданского оборота, она может быть применена и в случае прекращения уголовного производства. Предметом специальной конфискации могут быть не только деньги, ценности или иное имущество, но и предметы, которые не имеют некоторых признаков имущества.

Деньги, ценности, в том числе средства, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финансовых учреждениях, иное имущество, подлежит специальной конфискации у третьего лица, если лицо получило такое имущество от подозреваемого (обвиняемого) лица и знало или должно было и могло знать, что такое имущество приобретено преступным путем. Вышеупомянутые сведения в отношении третьего лица должны быть установлены в судебном порядке на основании достаточности доказательств. Специальная конфискация не может быть применена к имуществу, которое находится в собственности добросовестного приобретателя.

Конфискация имущества юридического лица - отдельный вид конфискации имущества, который не является наказанием. Данный вид конфискации является одним из видов уголовно правовых мер в отношении юридических лиц. Он заключается в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства имущества юридического лица и применяется судом в случае ликвидации юридического лица в соответствии с Уголовным законом Украины.

20.09.2016 г.. Кабинет Министров Украины направил в парламент проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения взыскания в доход государства необоснованных активов №5142.

Целью принятия проекта Закона является введение института взыскания в доход государства необоснованных активов до окончания уголовного производства, в ходе которого и были обнаружены такие активы, правомерность происхождения которых не доказана, в то время как подозреваемый в уголовном производстве коррупционных преступлений фактически может ими пользоваться и распоряжаться. Этот институт является отдельным инструментом принудительного прекращения права собственности наряду с конфискацией и специальной конфискацией в уголовном праве, не служит альтернативой им и не может применяться параллельно.

В отличие от объектов специальной конфискации, объектами взыскания необоснованных активов является имущество, которое не имеет непосредственной связи с преступлением, в ходе расследования которого оно обнаружено.

Законопроектом предлагается применение института исключительно к имуществу, которое обнаружено в ходе расследования коррупционных преступлений в отношении лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления с целью сужения фокуса его действия на наиболее распространенные случаи соответствующих противоправных действий и предупреждения злоупотреблений при его применении.

 

   Виктория Криворучко 

   адвокат АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: спецконфискация, реформа

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Актуальні зміни щодо адміністрування акцизного податку

29 грудня 2019 року вступив у силу Закон України від 18 грудня 2019 року № 391- IX «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів України щодо покращення адміністрування акцизного податку» (надалі також – Закон).

Проект ЗУ «Про працю»: чергова спроба оновлення законодавства

Буквально в останні дні минулого року Кабінет міністрів України встиг подати до Верховної ради проект ЗУ «Про працю» (надалі – Проект). Він має замінити прийнятий ще у 1971 році КЗпП, а також ЗУ «Про оплату праці», ЗУ «Про відпустки» та низку інших нормативно правових актів, в томі числі і тих, що були прийняті ще в СРСР та УРСР з питань трудових відносин. Наприклад, закон про житлово-комунальні послуги пропонують доповнити положенням, відповідно до якого право на отримання пільг та субсидій буде скасовуватись у разі встановлення судом факту виконання особою роботи (надання послуг) без укладення трудового договору.

В Новий рік з новими законами

Пропонуємо до вашої уваги традиційну щорічну публікацію про законодавчі новели нового року. Які законодавчі зміни приніс нам 2020 рік та чого чекати українцям в новому році розглянемо детально в даній статті.   

  1. Соціальні показники

Із 1 січня законом про Держбюджет на 2020 рік установлено розміри прожиткового мінімуму для працездатних осіб: із 1 січня – 2 102 грн, із 1 липня – 2 197 грн, із 1 грудня – 2 270 грн. Місячний розмір мінімальної заробітної плати становить 4 723 грн, погодинний – 28,31 грн. Податкова соціальна пільга в місяць – звичайна - 1051,0 грн.