Доминанта

Изменения в регулировании градостроительной деятельности

4 авг. 2016

Верховной Радой Украины в первом чтении принят за основу законопроект о внесение изменений в градостроительную деятельность (далее по тексту - законопроект), которым предлагается:

  • отменить категории сложности объектов строительства;
  • перейти на двухступенчатую разрешительную систему начала проведения строительных работ (уведомление, разрешение);
  • объединить разрешительные процедуры в пределах одного класса последствий.

В результате принятия законопроекта будет заменено понятие «категории сложности объектов строительства» (I – V категории действующие на данный момент) на «классы последствий (ответственности) объектов строительства», которые в свою очередь будут состоять из объектов с незначительными (СС1), средними (СС2) и крупными последствиями (СС3). Однако, определение самих критериев для отнесения объектов к конкретному «классу последствий (ответственности) объектов строительства» законопроектом не предусмотрено, в связи с чем они будут определятся согласно требованиям государственных строительных норм и стандартов.

Из содержания законопроекта следует вывод, что объекты I и II категорий сложности будут приравнены к объектам с незначительными последствиями; объекты III и IV категории сложности - к объектам со средними последствиями; объекты V категории сложности – к объектам со значительными последствиями как это указанно в нижеследующей таблице:

             В свою очередь, законопроектом предлагается изменить действующую на сегодня трёхступенчатую разрешительную систему начала проведения строительных работ (уведомление, декларация, разрешения) исключив из нее регистрацию декларации о начале строительных работ, что более подробно отображено в таблице:

Предлагаемый переход к двухступенчатой разрешительной системе начала проведения строительных работ, когда право на выполнение строительных работ возникает на основании только поданного уведомления о начале их выполнения, уменьшит государственный контроль и надзор за строительством объектов, которые по классу относятся к объектам с незначительными последствиями, а это  около 80% строительных объектов в Украине. По таким объектам  всего лишь необходимо будет подать уведомление о начале строительных работ, которое не подлежит обязательной регистрации со стороны органов архитектурно – строительного контроля и в котором из технической характеристики объекта строительства указывается только его предполагаемая общая площадь. Фактически, органы государственного архитектурно-строительного контроля, не имея достаточной информации, которую они сегодня получают в результате регистрации поданных деклараций, будут лишены возможности осуществлять надлежащий надзор и контроль за строительством таких объектов.

Кроме того, по законопроекту теряется смысл в оформлении строительного паспорта, поскольку он больше не будет являться необходимым документом для получения права проведения строительных работ по уведомлениях.

В свою очередь подлежит ужесточению государственный контроль за строительством объектов нынешних ІІІ - V категорий сложн
ости (СС2, СС3). На сегодняшний день желая уклонится от получения разрешение на проведение строительных работ, застройщики «разбивают» жилые комплексы (IV- V категории сложности) на отдельные дома и начинают строительство по декларативному принципу, регистрируя декларацию о начале строительных работ (как на объектах ІІІ категории сложности). Благодаря этим манипуляциям им удается уклониться от проверок, которые проводятся на объектах повышенной категории сложности.

После принятия законопроекта, такие ухищрения утратят свой смысл,  поскольку и для сооружения объектов нынешней ІІІ категории сложности (в будущем – СС2) также необходимо будет получать разрешение.

Прослеживается тенденция к уменьшению материальной ответственности за совершение ряда правонарушений в сфере градостроительства. В частности, подлежат уменьшению штрафные санкции за совершение правонарушений на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями. До принятия законопроекта штрафные санкции могут быть изменены, поэтому детально рассматривать этот вопрос на данный момент не имеет смысла.

Предполагается, что законопроект о внесение изменений в градостроительную деятельность вступит в силу с 1 января 2017 года, за исключением положения, устанавливающего обязанность КМУ привести в соответствие с законопроектом все нормативно – правовые акты (такое положение вступает в силу с дня опубликования законопроекта). Следовательно, будут внесены изменения в порядок  проведения  подготовительных, строительных работ, порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов и прочие нормативно – правовые акты в сфере градостроительства.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в результате принятия законопроекта для большинства граждан будет упрощена процедура проведения строительных работ, а контроль за строительством высотных домов и прочих объектов схожей категории сложности будет ужесточен.

 

Козак Игорь

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: ГАСК, реформа

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.