Доминанта

Как бороться с незаконным строительством?

12 июня 2018

Строительство в Украине являет собой определенное взаимодействие разных субъектов, таких как заказчик строительства, подрядные организаций, а также компетентные органы местной и государственной власти. Такие субъекты объединены взаимосвязанными целями, направленными на создание объекта строительства. Так, целью заказчика является непосредственное получение блага в виде объекта недвижимости. В свою очередь компетентные органы власти контролируют, что бы такой объект был построен согласно установленных правил осуществления строительства и был безопасен во время эксплуатации как для собственника, так и сторонних лиц.

Прежде чем перейти к алгоритму борьбы с незаконным/самовольным строительство,  стоит разобраться что им является и как в свою очередь должно осуществляться законное строительство.

Согласно Закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности» лицо имеет право приступить к выполнению работ по строительству либо реконструкции только после регистрации уведомления о начале строительных работ или получения разрешения на строительство в зависимости от сложности объекта недвижимости. В свою очередь указанные документы невозможно получить без надлежащего оформления прав на земельный участок, получения кадастрового номера и внесения сведений об участке в Государственный земельный кадастр. Если земельный участок, на котором осуществляются строительные работы, не внесен в Государственный земельный кадастр (не указан в публичной кадастровой карте по ссылке http://map.land.gov.ua/kadastrova-karta), это может свидетельствовать об отсутствии у заказчика строительства надлежащих образом оформленных прав на землю.

В соответствии со ст. 376 ГК Украины понятие самовольного строительства определяется по совокупности его основных признаков, которые выступают основаниями для отнесения объекта к самовольно строящемуся или уже построенному. Ими являются:

1) строительство на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этой цели;

2) построенной без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта;

3) построенной с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Если объект строительства соответствует даже одному из указанных признаков, то он является самовольным и его сооружение нарушает требование законодательства.

В случае нарушения Ваших прав объектом самовольного строительства прежде всего рекомендую обратится с заявлением в органы архитектурно – строительного контроля с просьбой провести внеплановую проверку объекта строительства. Именно этот орган является профильным в строительстве. К его компетенции относится проверка соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, проектной документации, строительных норм, стандартов при строительстве указанного объекта. В случае выявления нарушений заказчику строительства будет выписан штраф вместе с предписанием о прекращении строительных работ и приведения объекта строительства в исходный вид, а в случае невыполнения требований – дело может дойти до суда, в котором органы архитектурного строительного контроля выдвинут требования о сносе самовольно построенного объекта.

Для комплексного воздействия на нарушителя и в случае наличия объективной информации об отсутствии прав заказчика строительства на земельный участок, то есть в случае самовольного захвата земли, - можно обратится в правоохранительные органы с заявлением о совершении уголовного преступления по ст. 197-1 Уголовного кодекса Украины (самовольное использование земельного участка и самовольное строительство). Правоохранительный органы обязаны зарегистрировать такое заявление и начать по нему расследование.

Также, при отсутствии прав строителя на землю стоит обратиться в органы исполнительной власти, которые распоряжаются земельными участками. Ими являются сельские, поселковые, городские советы (если речь идет о земельных участках в пределах населенных пунктов). В заявлении просим проверить законность использования земельного участка и в случае выявления нарушений – принять все необходимые меры касательно прекращения самовольного использования земли.

Не стоит забывать и о СМИ. К незаконному строительству необходимо привлечь как можно больше внимания общественности и обеспечить дополнительный контроль. В таком случае должностные лица будут просто вынуждены принять меры и наказать недобросовестного застройщика.

Но нередки случаи, когда все предпринятые шаги не приносят желаемого результата и многочисленные обращения остаются нерассмотренными. Из такой ситуации выход - обращение в суд.

Так, по общему правилу право на подачу в суд иска о сносе или перестройке самовольно построенного объекта недвижимости имеют органы государственной власти и органы местного самоуправления. С подобным иском в суд имеют право обратится и граждане в случае, если они докажут нарушение их прав незаконным строительством. Например, ими могут быть нарушены правила пожарной безопасности, повреждение в результате незаконного строительства стен здания, принадлежащего заявителю, нарушение требований по инсоляции и т.д. В таком случае есть значительные шансы наказать недобросовестного застройщика, обязав его прекратить самовольное строительство и вернуть объект недвижимости в исходное состояние. Также возможно добиться и компенсации морального ущерба.

Самовольное строительство несет в себе определенные риски, поскольку осуществляется с нарушением установленных государством правил и норм проведения строительных работ, приводит к нерациональной застройки населенных пунктов, нарушения прав как отдельных граждан, так и территориальной громады в целом, а также может повлечь за собой различные катастрофы на самовольно построенном объекте.

               

 

  

 

    Игорь Козак 

   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: строительство, самовольное строительство

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).