Доминанта

Как известить иностранца о дате судебного заседания?

12 окт. 2017

Одним из основных конституционных принципов правосудия, а также элементом справедливого и публичного судебного разбирательства, гарантируемых ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, является надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, о дате судебного заседания.

Данное правило также фиксируется и в национальном законодательстве, согласно требованиям которого гражданские дела рассматриваются в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле.

Как показывает практика, когда речь заходит о надлежащем извещении о дате и времени судебного заседания иностранных лиц, либо граждан Украины, которые проживают за ее пределами, заинтересованные стороны, а иногда и сами суды испытывают значительные затруднения с определением правильного порядка совершения такого процессуального действия.

Между тем, статьей 80 Закона Украины «О международном частном праве» предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении дела с иностранным элементом у суда возникнет необходимость во вручении документов или получении доказательств, в проведении отдельных процессуальных действий за границей, суд может направить соответствующее поручение компетентному органу иностранного государства в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Украины или международным договором Украины.

Гражданский процессуальный кодекс Украины, в свою очередь, устанавливает, что лицам, проживающим за пределами Украины, судебные повестки вручаются в порядке, определенном международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой Украины, в случае отсутствия таковых - в порядке, установленном статьей 419 настоящего Кодекса.

Таким образом, исходя из вышесказанного, любая диспозитивность в вопросе извещения лиц, проживающих за пределами Украины, на сегодняшний день устранена.

На сегодняшний день основным международным договором, регулирующим данный вопрос и с которым чаще всего сталкиваются наши суды, является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, ратифицированная Законом Украины от 10 ноября 1994 года №240/94 – ВР.

Статьей 6 Конвенции предусмотрено, что Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности составления и пересылки документов, их вручения.

Порядок подготовки поручений о вручении документов на выполнение действующих международных договоров Украины по вопросам правовой помощи по гражданским делам определен в Инструкции о порядке выполнения международных договоров по вопросам оказания правовой помощи по гражданским делам относительно вручения документов, получения доказательств и признания исполнения судебных решений, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины, Государственной судебной администрацией Украины от 27 июня 2008 года № 1092/5/54.

Исходя из вышеуказанных документов, если ответчик по делу является гражданином одного из государств - участников Конвенции (применяется в отношениях Украины с Республикой Беларусь, Азербайджанской Республикой, Республикой Узбекистан, Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан, Республикой Армения, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Грузией и Туркменистаном) и проживает на ее территории, он должен быть уведомлен о времени и месте судебного разбирательства дела по иску к нему, в соответствии с положениями Конвенции и Инструкции: по поручению суда Украины, направленным через главные территориальные управления юстиции в Министерство юстиции Украины.

Другим международным договором, к которому присоединилась Украина, является Гаагская Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 года.

Отличие от Конвенции 1993 года заключается в том, что суды Украины, обращаясь с соответствующим запросом, оформленным на основании Гаагской Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, согласно п. 6.7. Инструкции посылают такой запрос в центральный орган к государству - участнику напрямую.

Необходимо учесть, что соблюдение требований национального законодательства и международных договоров в этой части может существенно увеличить сроки рассмотрения дел. Именно поэтому очень важно при формировании соответствующей стратегии ведения дела принимать во внимание этот факт.

Каковы же последствия нарушения требований вышеуказанных Конвенций и требований национального процессуального законодательства?

Как уже отмечалось выше, надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, о дате судебного заседания является одним из основных конституционных принципов правосудия, а также элементом справедливого и публичного судебного разбирательства.

Так, Европейский суд по правам человека в деле "Лопушанский против Украины" (заявление №27793/08) пришел к выводу, что имело место нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции вследствие несоблюдения принципа равенства сторон при рассмотрении дела, учитывая то, что стороне не было сообщено о рассмотрении дела и она была лишена возможности предоставить свои доводы, пояснения и возражения.

Такая позиция поддерживается и национальными судами.

Верховный Суд Украины в своем постановлении от 05 июля 2017 года (дело № 6-835цс17) пришел к следующему правовому выводу: «…взимая алименты на содержание сына и истицы с ответчика, который является гражданином РФ (государства - участника Конвенции 1993 года) и проживающего на его территории, суд не обратил внимания на вышеуказанные нормы Конвенции и Инструкции по установленному порядку надлежащего уведомления ответчика по делу через главные территориальные управления юстиции и сообщал ему о времени и месте рассмотрения дела путем телефонограмм по месту его работы, а также отправки писем, телеграмм, судебных повесток, которые не были вручены ответчику».

Установленные судом нарушения послужили основанием для отмены решений судов нижестоящих инстанций и для направления дела на новое рассмотрение.

Таким образом, несоблюдение требований надлежащего извещения иностранных лиц является безусловным основанием для отмены принятых решений, а потому важность их соблюдения очень сложно переоценить в контексте эффективной защиты прав и интересов клиента.

 

 

 

    Виталий Булат 

    ведущий юрист ОА "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: судебное заседание, иностранец, судебная повестка

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение