Доминанта

Как надлежащим образом защитить свой бизнес в случае применения франчайзинга

8 авг. 2018

На сегодняшний день довольно часто можно услышать о такой модели бизнеса как «бизнес по франшизе (франчайзингу)» (в украинском законодательстве такое явление называется коммерческая концессия). Данная модель бизнеса за последнее десятилетие набирает все больше и больше популярности. Это связано с тем, что при условии надлежащего исполнения всех условий договора франчайзинга и грамотном ведении дел, в выигрыше остается и правообладатель (лицо, которое предоставляет комплекс прав для ведения коммерческой деятельности) и пользователь (тот, кто непосредственно пользуется предоставленными правами). Яркий тому пример – всемирно известная сеть ресторанов быстрого питания McDonalds.

Довольно часто бывает, что, добившись успеха и высокой репутации среди клиентов, предприниматель решает масштабировать свой бизнес, работая по франчайзингу. Спешка в этом деле довольно пагубное явление. Перед тем, как начинать свою «бизнес экспансию» и покорять рынки, предприниматель должен детально описать все нюансы в договоре франчайзинга (далее-Договор). В противном случае может быть так, что Ваш бизнес придет в упадок, а доброе имя и репутация бренда будут испорчены по вине предпринимателя, который будет выполнять работу или предоставлять услуги под знаменами Вашего бизнеса.

В данной статье мы уделим внимание вышеупомянутым «нюансам», благодаря которым Вы (как правообладатель) сможете максимально защитить свой бизнес и бренд при использовании модели предоставления франчайзинга.

В нашем законодательстве данному виду договоров посвящена глава 36 Хозяйственного кодекса Украины и глава 76 Гражданского кодекса Украины.

Наиболее частыми причинами споров между правообладателями и пользователями является то, что в Договоре недостаточно четко были прописаны условия сотрудничества или же условия были прописаны так, что была возможность их неоднозначной трактовки.

И так, теперь переходим непосредственно к главному:

  1. Надлежащая защита прав интеллектуальной собственности

Весь объем прав интеллектуальной собственности, который передается от правообладателя к пользователю по договору коммерческой концессии, должен быть надлежащим образом защищен. Это значит, что:

  • логотипы, вывески, названия должны быть зарегистрированы как знаки для товаров и услуг;
  • информационные процессы бизнеса стоит защитить в виде коммерческой тайны (детальнее о коммерческой тайне можно ознакомится по этой ссылке);
  • производственные процессы, процессы приготовления определенных блюд и т.д. могут быть защищены путем регистрации их как изобретения или полезные модели;
  • внешний вид интерьера или же внешний вид продукции может быть зарегистрирован как промышленные образцы;
  1. Регламентирование обязанностей пользователя и порядка проверок его качества работы
  • В договоре следует предусмотреть ограничение конкуренции пользователя и правообладателя. Наиболее действенным способом такого ограничения является привязка действия договора к определенному месту. (к примеру правообладатель находится в г. Киев, а пользователь в г. Одесса и, исходя из договора, пользователь может продавать товар или услуги исключительно на территории Одессы, не конкурируя с другими пользователями и самим правообладателем в других регионах).
  • Ограничение пользователя в рекламировании продукции конкурентов;
  • Следует также ввести порядок согласования месторасположения точки продаж пользователя с правообладателем;
  • Важным пунктом в договоре является порядок контроля качества продукции и услуг, которые предоставляются пользователем. Речь идет о том, каким образом правообладатель будет контролировать деятельность пользователя (контрольная закупка, тайный посетитель и т.д.);
  • В добавок к предыдущему пункту, крайне важно прописать в договоре санкции за нарушение условий Договора (в качестве примера: штраф в размере 10 000 гривен за каждый выявленный факт нарушения условий Договора).
  1. Четкое и однозначное закрепление положения об оплате роялти по Договору

В подобных Договорах следует четко и понятно описать сумму роялти (периодический платеж по Договору за использования объема прав, которые предоставляются от правообладателя к пользователю). Такие платежи могут быть выражены в фиксированной форме или же в виде процента от проданного товара\услуг.

Для того, чтобы при возможных нарушениях можно было взыскать сумму неуплаченного роялти, который был оговорен в Договоре в виде процентов от продаж, – следует также детально прописать порядок предоставления отчетов правообладателю от пользователя.

Обычно в таких Договорах устанавливается первый фиксированный платеж за получение франшизы и затем регулярные платежи роялти.

  1. Чего не может быть в договоре коммерческой концессии

Помимо условий, которые призваны максимально регламентировать работу пользователя и обезопасить правообладателя, существуют и такие, которые будут считаться ничтожными в случае их включения в Договор. К ним относятся:

  • условие, согласно которому правообладатель может устанавливать цены на товар\услугу, которые предусмотрены договором или же устанавливать верхнюю или нижнюю границу цены;
  • условия, которые предусматривают продажу товара/услуг только определенной категории клиентов или же исключительно тем клиентам, которые проживают на оговоренной территории.

В заключение обратим внимание, что правообладатель и пользователь несут субсидиарную ответственность по требованиям, предъявленным к пользователю от конечного потребителя в связи с несоответствующим качеством товара/услуг. В то же время по требованиям от потребителя к правообладателю, стороны Договора отвечают солидарно.

Таким образом, чем детальнее и грамотнее прописан договор коммерческой концессии, и чем строже будет регламентирован порядок проверок и аттестаций пользователя, тем более Ваш бизнес будет защищен от рисков потерять прибыль и ценную репутацию.

    

 

 

   Федотов Максим                                                   

   помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: франчайзинг, франшиза, роялти

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.