Доминанта

Как подтвердить наступление форс-мажорных обстоятельств

29 янв. 2018

На сегодняшний день, практически в любом договоре, будь то заключенный между украинскими субъектами хозяйствования или такой, что имеет признаки внешнеэкономического, есть положения «Форс-мажор». Обычно в нём указываются обстоятельства, при наличии которых стороны освобождаются от ответственности за невыполнение обязательств.

В данной статье мы разберемся в том, что является форс-мажорными обстоятельствами и как их подтвердить надлежащим образом.

Начать следует с того, что форс-мажорные обстоятельства подтверждаются сертификатами Торгово-промышленной палаты Украины (ТПП), у которой есть региональные и центральные отделения.

Понятие вышеупомянутых обстоятельств дано в Регламенте удостоверения Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), который утвержден Президией Торгово-промышленной палаты. Вышеуказанными обстоятельствами являются непредвиденные и необратимые ситуации, которые объективно делают невозможным выполнение обязательств сторонами по договору. К ним можно отнести: угрозу войны, военную мобилизацию, акты терроризма, диверсии, эпидемии, штормы, циклоны и т.д. Список форс-мажорных обстоятельств, указанный в п.3 Регламента, не является исчерпывающим. Стороны в договоре могут предусмотреть и иные обстоятельства, которые они будут в дальнейшем считать форс-мажорными. Главное в этом случае, что бы такие происшествия соответствовали следующим критериям:

  • Чрезвычайность (они должны носить исключительный характер и находится вне зоны влияния сторон);
  • Непредвиденность обстоятельств, то есть их наступление и последствия невозможно предвидеть на момент заключения договора;
  • Необратимость;
  • Причинно-следственная связь между обстоятельствами и невозможностью выполнить обязательство по договору.      

Далее мы разберемся непосредственно с самой процедурой получения сертификата о наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Обращаться в Торгово-промышленную палату необходимо отдельно по каждому заключенному договору и отдельным обязательствам, которые не могут быть выполнены вследствие наступления вышеперечисленных обстоятельств.

Заявление о выдаче сертификата, подтверждающего форс-мажорные обстоятельства должно быть подписано руководителем предприятия и скреплено соответствующей печатью (хотя с недавнего времени печати не являются обязательными) или иным лицом уполномоченным доверенностью. Если же заявление подается просто физическим лицом, то обязательно наличие его подписи или подписи поверенного.

В заявлении должна содержаться информация, какие именно обязательства не могут быть выполнены вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств. Также должны быть предоставлены доказательства наступления таких обстоятельств, срок на протяжении, которого по мнению заявителя, выполнение обязательства невозможно. В заявлении должно быть указаны контактные данные заявителя и способ получения сертификата, удостоверяющего форс-мажорные обстоятельства.

К заявлению необходимо также предоставить доказательства наступления обстоятельств, которые необходимо признать форс-мажорными. В соответствии с Дополнением №4 к Регламенту - это могут быть: оригиналы документов компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, справки гидрометцентра, справки комиссий по чрезвычайным ситуациям при областных (районных) гос. администрациях, акты о пожарах, подтверждение Министерства охраны здоровья о наступлении эпидемии и так далее.

В финальном виде пакет документов, который подается с заявкой, должен выглядеть следующим образом:

  • Копия квитанции об уплате сбора за обращение. Следует помнить, что субъекты малого бизнеса получают сертификаты бесплатно, следовательно, квитанция не требуется (определение субъекта малого бизнеса дано статьей 55 Хозяйственного кодекса Украины);
  • Извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, если заявитель физическое лицо, то необходимо предоставить копии паспорта и ИНН;
  • Копия законодательного/нормативного акта или выдержка из него, которой предусмотрено неисполнение обязательства при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
  • Оригиналы документов, подтверждающие наступление обстоятельств, о которых говорилось выше;
  • Проект акта предоставленных услуг в двух экземплярах с подписью заявителя и печатью субъекта хозяйствования (утвержденные образцы таких актов находиться на официальном сайте ТПП Украины);
  • Копия приказа о назначении руководителя юридического лица, если им получается сертификат;
  • Оригинал доверенности, если обращается за сертификатом доверенное лицо.
  • Почтовый конверт А4.

Цены за получение сертификатов, которые подтверждают форс-мажорные обстоятельства устанавливаются ежегодно решением Президии Торгово-промышленной палаты Украины об утверждении тарифов на услуги.

Состоянием на 24 января 2018 года цены на получение сертификwата с учетом НДС составляют:

  • По договорам, заключенным между резидентами Украины – 4435,20 грн.
  • Удостоверение обстоятельств форс-мажора, которые влекут за собой невозможность выполнения налоговых обязательств – 1963,20 грн.
  • Засвидетельствование форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) по налоговым обязательствам для списания безнадежного налогового долга – 9946,80 грн.

Все цены примерные и могут изменяться*

За сертификат в срочном порядке придется заплатить в 2 раза больше, для получения дополнительного сертификата на иностранном языке – в 3 раза больше, а для того что бы получить срочный сертификат и дополнительно к нему сертификат на иностранном языке придется платить в 5 раз больше от установленного тарифа.

 

 

 

Федотов Максим                                                   

помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: форс-мажор, форс-мажорные обстоятельства, сертификат ТПП

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Отмена штрафов

Президент Украины Владимир Зеленский вызвал резонансное обсуждение со стороны общественности проведением инвентаризации указов, которые препятствовали развитию бизнеса.

Єдиний податок і ЗЕД…

Здавалося, що останнім часом кардинальних змін в регулюванні єдиного податку не сталось, пороте, досить часто на консультаціях з вуст клієнтів звучить інформація, що здійснення зовнішньоекономічної діяльності (ЗЕД) на спрощеній системі заборонено.  

В Одессе прокуратура возвращает себе функцию общего надзора, сама, как может.

В последние дни многие одесские предприниматели получили такие вот «письма счастья».