Доминанта

Как вступить в наследство, если право собственности наследодателя не зарегистрировано

16 марта 2017

Рано или поздно, но с вопросом оформления наследства сталкивается преимущественное большинство граждан. Несмотря на то, что основные вопросы наследования достаточно детально урегулированы, периодически все же возникают разные сложные ситуации. Одним из таких примеров является случай, когда наследодатель не оформил или не зарегистрировал при жизни свое право собственности на недвижимое имущество в реестре имущественных прав. Ранее при таких обстоятельствах нотариусы отказывали в выдаче свидетельства о праве на наследство и наследникам приходилось признавать свои права в судебном порядке.

Не так давно законодателями был урегулирован данный вопрос и предоставлена возможность внесения в Государственный реестр имущественных прав на недвижимое имущество (далее – Реестр) информации о праве собственности наследодателя, приобретенного им при жизни. Такая регистрация не порождает возникновение права собственности наследодателя именно в момент регистрации, а является лишь официальным признанием и подтверждением государством факта его приобретения еще при жизни.

В данной статье мы рассмотрим некоторые нюансы подобных случаев.

В данном контексте возможны следующие ситуации:

Вариант № 1: у наследников есть оригиналы правоустанавливающих документов на объект недвижимости, оформленные согласно требованиям законодательства, действующего в момент возникновения права:

регистрация осуществляется на основании заявления наследника, с приложением:

1) правоустанавливающих документов, необходимых для конкретной регистрации (предусмотренных ЗУ «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон) и Постановлением КМУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Порядок №1127);

2) извлечения из Наследственного реестра о наличии открытого наследственного дела;

3) документа, содержащего информацию о составе наследников (выдается нотариусом или уполномоченным лицом органа, возбудившего наследственное дело. Действующим законодательством не установлены требования к форме и содержанию такого документа, следовательно, он может быть выдан в произвольной форме, но с указанием данных о личности наследника-заявителя и общем количественном составе наследников).

В случае, если незарегистрированная недвижимость расположена на территории нескольких административно-территориальных единиц – заявитель сам выбирает территорию, где будет проводится регистрация.

При утере оригиналов правоустанавливающих документов, наследники могут обратиться в соответствующие органы для получения их дубликатов (такая возможность предусмотрена законодательно) и осуществить процедуру регистрации по вышеуказанной схеме.

Учитывая тот факт, что дубликат государственного акта на право собственности или постоянного пользования земельным участком и свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество (кроме свидетельств, выданных органами приватизации) (далее – документы не подлежащие восстановлению) не выдается, то в случае их утери, повреждения или порчи регистрация возможна в порядке, предусмотренном в следующем варианте.

Вариант № 2: оригинал поврежден, испорчен или утерян, но у наследников есть копия документа не подлежащего восстановлению:

 регистрация возможна на основании заявления наследника (пунктов 53 и 66 Порядка № 1127), с приложением:

1) документов, предусмотренных п.п.2.-3. Варианта №1;

2) копии документа не подлежащего восстановлению;

3) в случаях утери документа не подлежащего восстановлению - также подтверждения подачи объявления о его утере в средствах массовой информации.

Кроме того, регистрация права наследодателя в случаях, предусмотренных Вариантом №2, проводится исключительно после установления факта регистрации имущественных прав. Если право собственности было зарегистрировано в реестре, действующем до 10.01.2013 г., то регистраторы могут самостоятельно получить из него информацию. В случае регистрации права собственности еще до введение электронных реестров, при получения информации от БТИ возможны некоторые трудности и проволочки, поскольку необходимо формировать письменный запрос и вести переписку.

Результатом обращений с заявлением по всем описанным вариантам является внесение информации о праве собственности наследодателя в Реестр с обязательным указанием в дополнительных ведомостях сведений о факте смерти субъекта права. После такой регистрации выдача свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество будет осуществляться на основании информации их Реестра, полученной путем непосредственного доступа к нему.

В случае утери оригиналов документов и отсутствия копий у наследников, а так же если такое право собственности не было зарегистрировано при жизни наследодателя или же получение информации о такой регистрации невозможно по каким-либо причинам - регистрация права собственности наследодателя в заявительном порядке невозможна и наследнику остается только защищать свои права в судебном порядке.

Таким образом, законодатель упростил процедуру оформления прав на недвижимое имущество для значительного количества наследников. Однако учитывая тот факт, что данные нормы являются новыми, предугадать как сложится механизм их правоприменения достаточно сложно.

 

 

   Анастасия Бабийчук 

   младший юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги: наследство, регистрация

Рейтинг страницы: 2/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.