Доминанта

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

19 сент. 2019

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Основной целью нововведений является упрощение и усовершенствование порядка лицензирования, упорядочивание общественных отношений, так или иначе связанных с лицензированием.

Предлагаем более детально рассмотреть измененные положения, которые нардепы планируют внести в Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». Прежде всего несколько изменен законодательный подход к определению терминов «лицензия» и «лицензирование». В новом варианте лицензия – это право субъекта хозяйствования на осуществление вида хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию, а не запись в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных объединений. Кроме того, законопроект не упраздняет требование об обязательном отображении информации о наличии у субъекта хозяйствования лицензий, а даже расширяет перечень информации, которая должна содержаться в ЕГР.

Однако необходимо отметить, что за 4 года существования действующего закона о лицензировании, технически возможность внесения информации о лицензиях так и не была реализована. Кроме того, порядок включения такой информации в Реестр остается не ясным. Как действующий закон, так и предложенный законопроект не содержит соответствующего порядка. Хотя учитывая акцент, который законопроект делает на необходимости отображениия этой информации в Реестре ожидаем, что все-таки в скором времени данная опция заработает.

Также планируется ввести определения понятий «аннулирование», «прекращение» и «возобновление действия лицензии». Действующий закон о лицензировании содержит только условия аннулирования лицензии, однако приостановление действия лицензии может быть более эффективной мерой воздействия, чем аннулирование лицензии, поскольку его действие направлено на недопущение совершения лицензиатом дальнейших нарушений, имеет профилактический характер и лишает лицензиата права на осуществление вида хозяйственной деятельности только в течение определенного срока.

Что кается изменений относительно лицензирования отдельных видов деятельности, то ожидаются такие изменения:

ЗУ «О космической деятельности» не будет предусматривать получение лицензии на космическую деятельность.

Важно отметить, что Украина находится в «клубе семи» государств, обладающих полным циклом разработки, испытаний запуска и эксплуатации космических средств, а также получение и обработки информации. То есть у страны есть ресурсы и потенциал для производства большинства видов собственной аэрокосмической продукции. По экономическим прогнозам на ближайшие годы космическая сфера будет активно развиваться. «Открытие неба» в Украине для частных компаний позволит привлечь существенные инвестиции в страну.

  • ЗУ «Об охране окружающей природной среды» - Государственная экологическая инспекция утрачивает полномочия по выдаче лицензий на проведение землеустроительных и землеоценочных работ.
  • ЗУ «О рекламе» ужесточает требования, предъявляемые для рекламы объектов строительства.
  • ЗУ «О защите общественной морали» - условия и порядок деятельности по обороту продукции сексуального или эротического характера в целом станет менее формализованным.
  • ЗУ «Об организации формирования и обращения кредитных историй» - отменена лицензия для осуществления деятельности по сбору и использованию информации, составляющей кредитную историю;
  • ЗУ «Про реабилитацию лиц с инвалидностью в Украине» - исключат статью с требованием о том, что протезно-ортопедические предприятия могут осуществлять свою деятельность на основании ее лицензирования.
  • ЗУ «О ветеринарной медицине» - для деятельности учреждений ветеринарной медицины, а также для оптовой торговли ветеринарными препаратами не нужно будет получать лицензию.
  • Министерство внутренних дел не будет выдавать лицензии на осуществление охранной деятельности, однако в ЗУ «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» норма, предусматривающая лицензирование охранной деятельности остается. К какому органу перейдут полномочия по выдаче лицензий в данной сфере пока законодательно не определено.

Что касается общих лицензионных требований, то теперь среди них будет требование о подаче ведомостей о доступности мест осуществления хозяйственной деятельности маломобильным группам населения а также информации о том, что лицензиата контролирует (в понимании ст. ЗУ «О защите экономической конкуренции») резидент государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины.

Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в Экспертно-апелляционной палате или же в суде. Что касается процедуры обжалования отказа в выдаче лицензии, то законопроект детализирует процедуру подачи, рассмотрения и принятия решений по таким жалобам. Новые положения призваны упросить процедуру обжалований в случае получение отказа и коммуникацию с лицензирующими органами в принципе.

Предусматриваются четкие условия полной или частичной остановки действия лицензии, среди которых возможность остановки действия лицензии как санкции применимой к лицензиату в соответствии с Законом Украины «О санкциях».

Учитывая вышеизложенное, сфера лицензирования как и многие другие будет подвержена существенному реформированию. Надеемся, что данные изменения будут способствовать только развитию хозяйственных отношений и улучшению инвестиционного климата в Украине.

 

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Закон № 1009: очікування та реальність

На жаль, проанонсований законопроект № 1009 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення окремих положень кримінального процесуального законодавства» (закон № 187- IX від 04.10.2019)  який був поданий Президентом до Верховної Ради як невідкладний, вже під час другого читання кардинально відрізнявся від першочергового законопроекту. Варто зазначити, що вступив він в силу 17.10.2019 року.

Накладення арешту на суму ліміту ПДВ – піратська форма тиску на бізнес.

«Мы не бандиты!

Мы благородные пираты!»

м/ф «Таємниця третьої планети»

 

Незважаючи на обіцянки влади, тиск і використання різних способів впливу на бізнес з боку правоохоронних органів продовжується.

Одним із таких способів впливу є накладення арешту на суму ліміту ПДВ у системі електронного адміністрування платника податку. Причому такий арешт останнім часом набуває масового характеру.

Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.