Доминанта

Какие органы уполномочены проводить комплексные проверки трудоустройства сотрудников и чем это грозит предпринимателям (размеры штрафов)

18 сент. 2018

Распоряжение Кабмина от 05.09.2018г «О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения» вряд ли кто-то воспринял как гром среди ясного неба, ведь небо давно в этой сфере было пасмурным... В данной статье мы разберемся кого ждать предпринимателям в рамках предстоящих комплексных проверок и каковы полномочия каждого из ревизоров. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам труда поручено следующим органам: Государственной службе по вопросам труда, органам местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями, ГФС и Пенсионному Фонду.

Наиболее широкими полномочиям безусловно обладает инспекция Гоструда. Её инспекторы при наличии служебного удостоверения и направления на проверку беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:

1) при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований (обращение сотрудника, в отношении которого были допущены нарушение законодательства о труде; обращение физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений; по решению руководителя органа контроля по результатам анализа информации полученной из СМИ и других источников; по решению суда, «сообщениям» правоохранительных органов; по обращениям других органов (ГФС, Пенсионного фонда, Госстата, профсоюзных организаций) самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;

2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащие информацию/сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещение их копии или выписки;

3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения. Однако в контексте данного пункта хотелось бы отметить, что право инспекторов по труду корреспондируется с обязанностью давать письменные  объяснения  исключительно руководителями, и никоим образом не касается работников. Последние имеют полное право таких объяснений не предоставлять и ответственность за отказ от дачи пояснений для них не предусмотрена;

4) при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;

5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;

6) фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;

7) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.

Согласно Закону №877 «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» полномочия инспекции Гоструда расширяются правом требования устранения выявленных нарушений, прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора (контроля); отбирать образцы продукции, назначать экспертизу, предоставлять (направлять) субъектам хозяйствования обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков и применять штрафные санкции.

Требование инспектора труда о предоставлении для ознакомления документов и/или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа в помещения, организации рабочего места, вынесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения. 

Отдельного внимания заслуживают контрольные возможности органов местного самоуправления. С 1 января 2017 г. они в рамках реализации полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения могут проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, а также осуществлять проверки физических лиц, которые используют труд наемных сотрудников. Исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин, наделены полномочиями контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения с возможностью самостоятельного наложения штрафов за выявленные нарушения.

Полномочия ГФС в сфере соблюдения предпринимателями законодательства о труде значительно скромнее. В разрезе трудовых правоотношений налоговики осуществляют администрирование ЕСВ, обеспечивают контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой его начисления и уплаты, а также предоставляют консультации по вопросам уплаты ЕСВ. Привлечение предпринимателей к ответственности в случае выявления других нарушений по вопросам труда, к компетенции налоговой не относится. Но в случае их выявления ГФС сразу уведомит об этом Гоструд, который не поленится прийти к Вам с внеплановой проверкой либо инспектированием, чтобы зафиксировать выявленные налоговой инспекций нарушения.

Пенсионный фонд прямо не контролирует вопросы труда, но также несёт определенную угрозу для работодателя. 11.08.2017 г. вступил в силу «Порядок обмена информацией о сведениях, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде», который определяет механизм информационного взаимодействия о сведениях, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде, между субъектами информационного обмена (ПФУ, ДФС, Гоструд и их территориальные органы) с целью обеспечения реализации их полномочий. Так, в частности, Пенсионным фондом предоставляется ДФС и Гоструду информация, включающая данные о страхователях с повышенной степенью риска, которые:

- начисляют заработную плату ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы по основному месту работы кроме тех, кто в отчетности заполнили признак – «неполное рабочее время», и тех, которые начали и закончили трудовые отношения в отчетном месяце;

- в отчетном месяце нарушили требования части пятой статьи 8 Закона №2464 относительно размера ЕСВ;

- подали уведомление о приеме работника на работу, но не отразили данные о начисленной ему заработной плате за соответствующий месяц или дате окончания трудовых отношений.

Исходя из полномочий вышеуказанных органов, следует вывод, что если к Вам придёт с проверкой один из упомянутых субъектов контроля, за ним, с очень большой вероятностью последуют и другие. А последствия визитов контролирующих органов, особенно Гоструда, весьма затратные.

 

*в таблице приведены наиболее распространенные нарушения законодательства о труде и ответственность за них. Исчерпывающий перечень нарушений и ответственности предусмотрен ст. 265 КЗоТ, ст. 41 КоАП, ст. 175 УК.

К сожалению, государственные органы в своей деятельности традиционно делают упор на привлечении нарушителей к ответственности и штрафам, а вот ведение среди предпринимателей разъяснительной и консультационной работы считается напрасной тратой времени. Мы же со своей стороны наоборот стараемся дать бизнесу максимум информации по вопросу соблюдения требований законодательства о труде, поскольку, по нашему убеждению, четкое знание своих прав и обязанностей дисциплинирует и повышает Ваши шансы на успешное прохождение любой проверки.

Ольга Койчева

юрист АО "КФ"ДОМИНАНТА"

 

 

 

Теги: проверки бизнеса, штрафы

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Ухвалено Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік". Чого чекати?

14 листопада 2019 року Веховна Рада ухвалила Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік"

Детально зупинимось на огляді основних показників, що цікавлять суб’єктів господарювання  в першу чергу, а саме: розмір мінімальної зарплати та прожитковий мінімум.

Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.