Доминанта

Кальян — бизнес с дымком.

5 июля 2019

Безусловно следует признать тот факт, что курение кальяна на сегодня является одним из довольно-таки востребованных в обществе способов проведения досуга.Исходя из этого, для многих субъектов предпринимательской деятельности это достаточно прибыльный бизнес, и такая услуга ныне предоставляется всюду — от ночных клубов до кафе и ресторанов. Однако необходимо понимать, что предоставление подобной услуги сопряжено со множеством юридических нюансов, игнорирование которых зачастую может привести к начислению весьма значительных штрафов со стороны контролирующих органо

Ведь ни для кого не секрет, что для реализации, к примеру, сигарет нужна соответствующая лицензия. Однако предприниматели нередко задаются вопросом — а нужна ли такая лицензия для кальянов? Причём, такие вопросы возникают, как правило, уже после проверки контролирующих органов. А так как в большинстве случаев данный бизнес функционирует в нелегальном или полулегальном правовом поле, то и закрываются такие учреждения уже после первой же проверки. Поэтому мы решили более детально рассказать об основных юридических моментах, связанных с данной сферой бизнеса, дабы дать возможность предпринимателям оценить все возможные подводные камни такого, казалось бы, простого способа заработка.

Лицензия

Начнём с самого часто задаваемого вопроса: «Нужна ли лицензия на услугу кальяна?» Да, лицензия нужна, поскольку данная услуга включает в себя «заправку» оборудования курительными смесями, которые в силу закона № 481/95-ВР приравниваются к табачным изделиям, поэтому предприниматели, использующие в своей деятельности табак для кальяна, должны получить лицензию на розничную или оптовую продажу табачных изделий.

Правда на практике иногда встречались "дельцы", которые при проверке умудрялись утверждать, что они, дескать, только оказывали услугу по своеобразной аренде оборудования, в который посетители якобы заправляли только свой табак. Однако, успеха такая позиция среди проверяющих справедливо не имела. Все понимают, что табачное изделие является главным ингредиентом данной услуги, а поэтому контролирующие органы и судебная практика интерпретируют указанную операцию именно, как продажу табачных изделий. Поэтому, хочешь продавать услугу курения кальяна — получи лицензию.

РРО

Также обязательным условием в данном вопросе является приобретение кассового аппарата (регистратора расчётных операций, далее — РРО) и его регистрация в месте, где будет проводиться деятельность, поскольку указанный товар согласно ст. 215 Налогового кодекса относится к группе подакцизных. Регистрация РРО подтверждается соответствующим свидетельством о регистрации, выданным уполномоченным лицом. Без такого свидетельства о регистрации РРО получить лицензию на продажу табака невозможно.

Система налогообложения

Как мы уже сказали табак и смеси для кальяна являются подакцизными товарами, а потому в силу предписаний пп. 3 пп. 291.5.1 Налогового кодекса лица, оказывающие эту услугу, не могут находится на упрощенной системе налогообложения. Именно поэтому, кстати, в большинстве заведений кальян и алкоголь (бар) пробиваются на отдельный счет (поскольку реализуются отдельными субъектами хозяйствования).

Вопрос трудоустройства

Иногда заведениями ресторанного и иного подобного бизнеса допускается нарушение, связанное с принятием расчётов за кальян официантом, не состоящим в трудовых отношениях с субъектом, оказывающим данную услугу. Скажем сразу — это грубейшая ошибка, и она может стоить очень дорого. Контролирующие органы расценивают это как использование работников без надлежащего трудоустройства. Хотим ещё раз напомнить, что функция осуществления расчётов может возлагаться только на работника соответствующего субъекта хозяйствования, и никоим образом в данном случае трудовой договор работника со своим работодателем не может подменятся гражданско-правовым договором последнего с каким-либо из его контрагентов.

Требования к помещению

В Украине запрещено курение в помещениях заведений общественного питания. Именно поэтому курение кальяна зачастую организовывают на летних площадках и террасах, так как их нельзя отнести к помещениям. Но если у заведения отсутствует такая площадка, то согласно закону № 2899-IV предприниматель обязан отвести специальные, изолированные места для курения, суммарная площадь которых не должна превышать 10 % общей площади соответствующего сооружения или помещения, оборудованные вытяжной вентиляцией или иными средствами для удаления табачного дыма. Кроме того, в уголке потребителя следует разместить наглядную информацию о расположении таких мест для курения и о вреде здоровью человека, наносимом курением табачных изделий.

Как видим, в теории предписания закона весьма жёстки и однозначны. Однако следует признать, что на практике практически все заведения общепита и иного увеселительного характера нарушают данные требования.

Марка акцизного сбора обязательно должна быть указана на пачке табачного изделия. За несоблюдение этого требования предусмотрена ответственность, установленная законодательством.

В частности, за хранение, транспортировку и реализацию табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с поддельными марками акцизного налога предусмотрена ответственность, о которой будет сказано далее.

Конечно же имеется и судебная практика, когда предприниматели отстаивали свои права, доказывая налоговой, что повреждение марки при вскрытии товара не делает такой товар контрафактным и не доказывает полное отсутствие таковой. Однако судебные баталии дороги и обременительны, поэтому проблему легче предупредить и стараться сохранить марку настолько, чтобы ее можно было идентифицировать.

Ответственность

Здесь осталось отметить самые типичные нарушения, связанные с реализацией услуги курения табака, и предусмотренные за них санкции.

Как мы все помним, категорически запрещена реализация табачных изделий лицам и/или лицами, не достигшими возраста 18-ти лет. Поэтому предпринимателям необходимо следить, чтобы и кальянщики, и потребители были совершеннолетними. За нарушение данного предписания грозит штраф в размере 6 800 грн.

Услуга курения кальяна не может оказываться в помещениях и на территории учебных заведений, учреждений здравоохранения, в помещениях специализированных торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента или спортивными товарами, а также в соответствующих отделах (секциях) универсальных торговых организаций и в закрытых спортивных сооружениях, поскольку, как было указано выше — приравнивается к реализации табачных изделий. Штраф за предоставление такой услуги в запрещенном месте составит 6 800 грн.

Штрафы за торговлю табачными изделиями без наличия лицензии составит — 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 17 000 грн.

Штрафы за курение в помещениях заведений общественного питания — от 1 000 грн. до 10 000 грн.

Штрафы за отсутствие специально оборудованных вытяжек для нейтрализации дыма — от 1 000 грн. до 10 000 грн.

Подытоживая всё вышеизложенное, отметим следующее. Несмотря на то, что кальян сейчас находится на пике популярности, и его использование в соответствующем качестве может принести предпринимателю весьма неплохую прибыль, не стоит забывать обо всех существующих в отношении него ограничениях и предписаниях. И чтобы получить действительно прибыль, а не проблемы со стороны контролирующих органов, стоит всего лишь придерживаться установленного порядка, а не пытаться снова и снова искать всевозможные лазейки, лишь уводящие в очередной раз бизнес в нелегальное правовое поле.

 

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 3 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.