Доминанта

Карантин признан форс-мажором. Облегчит ли это жизнь бизнесу в текущих условиях?

19 марта 2020

На утреннем внеочередном заседании 17 марта Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (законопроект № 3219).

Закон действительно вводит целый ряд мер как для предотвращения распространения коронавируса в Украине, так и для смягчения негативного влияния факторов, связанных с применением некоторых таких мер. В связи с последним хотели бы подробнее остановиться в данной публикации на отнесении принятым законом юридического факта введения карантина к форс-мажорным обстоятельствам.

Напомним нашим читателям, что согласно части второй статьи 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможными исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), а также обязанностей по законодательным и другим нормативным актам. В этой же статье закона приведён и примерный перечень таких форс-мажорных обстоятельств, в котором ранее отсутствовало такое обстоятельство непреодолимой силы, как карантин.

Однако, отныне согласно принятому на основе законопроекта № 3219 вышеуказанному закону в упомянутый перечень уже включено и такое обстоятельство непреодолимой силы, как "карантин, установленный Кабинетом Министров Украины".

Как известно, в настоящий момент в стране постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.2020 года № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19» как раз и введён соответствующий карантин. И пресса уже буквально пестрит сообщениями о том, что законодательно оформленное отнесение данного карантина к форс-мажорным обстоятельствам должно теперь помочь предпринимателям избежать штрафных санкций за несвоевременное выполнение ими хозяйственных обязательств вследствие действия карантина. Так ли это? Давайте разбираться.

Для начала отметим, что в соответствии со статьёй 617 Гражданского кодекса Украины лицо, нарушившее обязательство, действительно освобождается от ответственности за его нарушение, если докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы. Аналогичные положения содержит и статья 218 Хозяйственного кодекса Украины.

То есть основанием для освобождения от ответственности за нарушение обязательства форс-мажор и вправду является, но следует понимать, что данное предписание закона действует только при наличии прямой связи возникновения такого нарушения с этими самыми обстоятельствами непреодолимой силы, в отношении которых должны быть доказательства их действительной чрезвычайности и непредотвратимости в текущих условиях. А следовательно должникам, просрочившим свои обязательства вследствие форс-мажора, необходимо будет предоставить эти самые доказательства для достижения искомого результата.

Частью второй уже упомянутой выше статьи 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» установлено, что надлежащим свидетельством форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) являются выдаваемые Торгово-промышленной палатой Украины и уполномоченными ею региональными торгово-промышленными палатами соответствующие сертификаты о таких обстоятельствах, каковые выдаются в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости (при этом, субъектам малого предпринимательства они выдается вообще бесплатно).

ТПП Украины достаточно оперативно отреагировала на сложившуюся сейчас в стране ситуацию и уже опубликовала на своём официальном веб-сайте сообщение о том, что она всецело готова выполнять возложенную на неё в этой сфере действующим законодательством соответствующую функцию, заявив дословно следующее: «ТПП Украины продолжает рассмотрение отдельных обращений от бизнеса, который не может выполнить свои обязательства перед контрагентом. Мы подчеркиваем: удостоверение форс-мажора в связи с введением карантина существует. Но необходимо понимать, привело ли данное обстоятельство к невозможности выполнения конкретных обязательств, на которые ссылается сторона, нарушившая условия договора перед контрагентом». Таким образом, ТПП ещё раз напомнила всем о необходимости уже вышеупомянутой нами прямой взаимосвязи между возникшим форс-мажором и наступившими в связи с ним нарушениями хозяйственных обязательств.

Для примера установления такой связи между форс-мажором и наступившим в связи с ним нарушением обязательств рассмотрим происходящее сейчас в Одессе. Многие местные предприниматели в настоящий момент вполне логично интересуются — можно ли считать наступившую невозможность выполнять свои хозяйственно-договорные обязательства следствием временной остановки их деятельности, обусловленной распоряжением Одесского городского головы от 15.03.2020 года № 218? Ведь согласно этому нормативному акту они вынуждены были фактически заморозить всю свою хозяйственную деятельность, вследствие чего — лишились доходов, а следовательно — и возможности выполнения своих денежных обязательств перед контрагентами. Эта невозможность исполнения обязательств имеет, по нашему мнению, вполне объективный, непредотвратимый и не зависящий от воли сторон характер. Кроме того, наступила она вследствие именно непреодолимой силы, так как введение таких ограничительных мер вызвано установлением соответствующего карантина. Ведь даже несмотря на всю спорность упомянутого распоряжения городских властей с точки зрения правильности его процедурного оформления (о чём мы уже тоже писали в нашей предыдущей публикации) следует признать, что по сути своей принятые в Одессе ограничительные меры фактически как раз и являются именно карантинными.

Таким образом, обращаться в ТПП одесским предпринимателям всё равно стоит (тем более, что администрация Палаты, если судить по вышеприведённой ссылке на их же заявление, сама выказывает желание и готовность всячески помочь бизнесу в разрешении проблем, возникших в связи с настоящей ситуацией). В крайнем случае, всегда остаётся ещё и вариант обращения в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

В завершение хотелось бы также отметить расхожее заблуждение некоторых наших предпринимателей относительно того, что форс-мажор якобы списывает все долги или позволяет вообще не платить в течение действия форс-мажорных обстоятельств по договорам той же аренды, к примеру. Это конечно же не так.

Признание каких-либо препятствий в исполнении хозяйственных обязательств обстоятельствами непреодолимой силы не освобождает должника полностью от данных обязательств, а освобождает лишь от ответственности за их неисполнение. То есть в случае просрочки денежного обязательства вследствие форс-мажора должник освобождается, к примеру, от обязанности оплаты штрафных санкций за такую просрочку и фактически получает на законных основаниях отсрочку своих платежей по договору. Но при этом, после прекращения существования форс-мажорных обстоятельств он обязан будет произвести оплату всей суммы долга за неоплаченный им период. Возможность же дальнейшей отсрочки, рассрочки или реструктуризации такого долга после прекращения действия непреодолимой силы — это уже вопрос договаривающихся сторон, напрямую в законе не прописанный.

Обратите внимание, что в наших ближайших публикациях будет затронута ещё одна актуальная тема, связанная с нынешней ситуацией по коронавирусу, а именно — анализ законодательных новелл в сфере налогообложения (введённых, в частности, также принятым 17 марта отдельным законом по законопроекту № 3220).

Теги:

Рейтинг страницы: 3.8/5 на основе 4 оценок.




Другие новости


НОВІ КРИТЕРІЇ ОЦІНКИ РИЗИКОВОСТІ ГОСПОДАРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ: КОМУ І ЗА ЩО ЧЕКАТИ НА ПЕРЕВІРКИ ДЕРЖПРАЦІ?

Близько  двох місяців тому Кабінет міністрів України прийняв постанову #383 «Про затвердження критеріїв, за якими оцінюється ступінь ризику від провадження господарської діяльності та визначається періодичність проведення планових заходів державного нагляду (контролю) за додержанням законодавства у сферах охорони праці, промислової безпеки, гігієни праці, поводження з вибуховими матеріалами промислового призначення, праці, зайнятості населення, зайнятості та працевлаштування осіб з інвалідністю, здійснення державного гірничого нагляду Державною службою з питань праці» і відповідно затвердив відповідні критерії.

ЯК ЗАХИСТИТИ ПРАВО ПОКУПЦЯ НА ПОДАТКОВИЙ КРЕДИТ?

У сфері господарської діяльності непоодинокі випадки, коли покупець (платник ПДВ) придбав товар/послуги, але права на податковий кредит так і не отримав, оскільки податкові накладні за даною операцією зареєстровані не були. Така ситуація могла виникнути в двох випадках:

  • якщо постачальник не подав на реєстрацію податкову накладну;
  • якщо подана на реєстрацію постачальником податкова накладна була заблокована.
Процедура визнання особою без громадянства: затверджено порядок

Нещодавно Верховною Радою України прийнято ЗУ «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо визнання особою без громадянства» (надалі – Закон). Наразі він направлений на підпис Президенту, а, отже, невдовзі чекаємо на вступ його в законну силу.