Доминанта

Кибербезопасность: вирус Петя не пройдет!

17 мая 2018

Современный уровень развития техники и стремительность усовершенствования технологий активно способствует «цифровизации» основных общественных отношений. Бесспорно, онлайн-банкинг либо возможность получения государственной услуги в электронном варианте - это удобно, быстро и экономно. Однако нельзя забывать, что стремительные процессы «вливания» информации в электронные базы и реестры должны сопровождаться обеспечением надлежащего уровня ее защиты.

В последнее время все чаще внимание общественности привлекают новости и скандалы, связанные с незаконным распространением конфиденциальной информации, получением доступа к персональным данным третьими лицами, массовыми кибератаками. Следует отметить, что в Украине вопросам защиты информационных ресурсов уделяется недостаточно внимания. Не смотря на то, Конвенция о киберпреступности была ратифицирована ВР еще в 2005 году, по сообщениям Министерства юстиции, за первые 8 лет ее действия Украина не получала от компетентных органом иностранных государств и не отправляла запросов с целью расследования уголовных правонарушений, связанных с компьютерными системами и данными.

Бесспорно, создание в составе Национальной полиции Украины Департамента киберполиции большой шаг в борьбе с «интернет-преступлениями». Однако главной проблемой является именно недостаточная защищенность данных, которой и пользуются правонарушители. Недостаточно просто расследовать уже совершенные преступления, необходимо принимать меры к их предупреждению. Не столь давние атаки вируса Петя ярко показали уязвимость большинства систем защиты информации, и даже на государственном уровне.

9 мая 2018 года вступил в силу ЗУ «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины», создающий правовую основу для принятия мер по усилению уровня защиты е-информации.  Данный закон был разработан с целью исполнения требований Стратегии национальной безопасности Украины, с учетом рекомендаций экспертов НАТО и Евросоюза.

Закон вводит понятие кибербезопасности и определяет его как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства при использовании киберпространства (тоесть виртуального пространства, в том числе и Интернета), при которой обеспечиваются устойчивое развитие информационного общества и надлежащие меры для предотвращения потенциальных угроз безопасности Украины в «цифровой» среде.  Также документ содержит трактование многих понятий с приставкой «кибер», таких как: -атака, ее основные характеристики и цели, -угроза, -преступление, -терроризм, -шпионство и другие.

Теперь на законодательном уровне объектам киберзащиты определены: - коммуникационные системы страны всех форм собственности, в которых обрабатываются либо используются информационные ресурсы органов госвласти, местного самоуправления, правоохранительных органов и военизированных формирований;

- объекты критической инфраструктуры (предприятия, учреждения, организации любых форм собственности в сфере энергетики, химической промышленности, транспорта, электронных коммуникаций, банковском и финансовом секторах; предоставляющие услуги коммунальные услуги, с/х сектор, здравоохранение; экстренные службы помощи, стратегически важные предприятия и др.)

- коммуникации в сфере электронного управления, электронных госуслуг, коммерции и документооборота. 

Вместе с тем действие закона не распространяется на социальные сети, частные электронные информационные ресурсы в Интернете (включая блог-платформы, видеохостинги, другие веб-ресурсы), если такие информационные ресурсы не содержат информацию, необходимость защиты которой установлена законом, отношения и услуги, связанные с функционированием таких сетей и ресурсов.

Что касается уполномоченных органов в данной сфере, то координацией данной сферы занимается Президент Украины через Совет национальной безопасности и обороны, в котором будет функционировать рабочий орган СНБО -  Национальный координационный центр кибербезопасности. 

Кроме того, предусматривается создание правительственной команды  реагирования на компьютерные чрезвычайные события в Украине CERT-UA, среди полномочий которой устранение последствий кибератак, взаимодействие с международными  командами реагирования на кибератаки, правоохранительными органами, предприятий частного сектора и другие.

В целом закон направлен на создание комплексного подхода за участием как государства, так и частных компаний к организации мероприятий, направленных на борьбу с киберпреступностью. 

Также следует упомянуть, что в начале мая 2018 года в СМИ была опубликована информация о том, что по итогам встречи помощника государственного секретаря США с Президентом Украины, США приняло решение удвоить финансирование на усиление кибербезопастности Украины с 5 до 10 миллионов долларов США. 

Учитывая принятие специализированного закона, наделение органов необходимыми полномочиями, а также наличие «внешнего» финансирования, надеемся, что Украины эффективно использует столь благоприятные условия и обеспечит надлежащую защиту своей информационной безопасности.

 

 

 

   Анастасия Бабийчук 

   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: кибербезопасность, закон, защита

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.

Довірча власність – як спосіб забезпечення виконання зобов’язання

20 вересня набрав чинності Закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо стимулювання інвестиційної діяльності в Україні» № 132-IX, яким введено новий в українському законодавстві спосіб забезпечення виконання зобов’язання «довірча власність».

По суті, законодавець вирішив удосконалити процедуру забезпечення виконання зобов’язання, та захистити права сторін боргових зобов’язань. Але чи дійсно такий варіант буде ефективний на практиці, поки не відомо, так як існує величезна кількість нюансів, які будуть вирішені лише після того як інститут довірчої власності запрацює на практиці.