Доминанта

Кибербезопасность: вирус Петя не пройдет!

17 мая 2018

Современный уровень развития техники и стремительность усовершенствования технологий активно способствует «цифровизации» основных общественных отношений. Бесспорно, онлайн-банкинг либо возможность получения государственной услуги в электронном варианте - это удобно, быстро и экономно. Однако нельзя забывать, что стремительные процессы «вливания» информации в электронные базы и реестры должны сопровождаться обеспечением надлежащего уровня ее защиты.

В последнее время все чаще внимание общественности привлекают новости и скандалы, связанные с незаконным распространением конфиденциальной информации, получением доступа к персональным данным третьими лицами, массовыми кибератаками. Следует отметить, что в Украине вопросам защиты информационных ресурсов уделяется недостаточно внимания. Не смотря на то, Конвенция о киберпреступности была ратифицирована ВР еще в 2005 году, по сообщениям Министерства юстиции, за первые 8 лет ее действия Украина не получала от компетентных органом иностранных государств и не отправляла запросов с целью расследования уголовных правонарушений, связанных с компьютерными системами и данными.

Бесспорно, создание в составе Национальной полиции Украины Департамента киберполиции большой шаг в борьбе с «интернет-преступлениями». Однако главной проблемой является именно недостаточная защищенность данных, которой и пользуются правонарушители. Недостаточно просто расследовать уже совершенные преступления, необходимо принимать меры к их предупреждению. Не столь давние атаки вируса Петя ярко показали уязвимость большинства систем защиты информации, и даже на государственном уровне.

9 мая 2018 года вступил в силу ЗУ «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины», создающий правовую основу для принятия мер по усилению уровня защиты е-информации.  Данный закон был разработан с целью исполнения требований Стратегии национальной безопасности Украины, с учетом рекомендаций экспертов НАТО и Евросоюза.

Закон вводит понятие кибербезопасности и определяет его как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства при использовании киберпространства (тоесть виртуального пространства, в том числе и Интернета), при которой обеспечиваются устойчивое развитие информационного общества и надлежащие меры для предотвращения потенциальных угроз безопасности Украины в «цифровой» среде.  Также документ содержит трактование многих понятий с приставкой «кибер», таких как: -атака, ее основные характеристики и цели, -угроза, -преступление, -терроризм, -шпионство и другие.

Теперь на законодательном уровне объектам киберзащиты определены: - коммуникационные системы страны всех форм собственности, в которых обрабатываются либо используются информационные ресурсы органов госвласти, местного самоуправления, правоохранительных органов и военизированных формирований;

- объекты критической инфраструктуры (предприятия, учреждения, организации любых форм собственности в сфере энергетики, химической промышленности, транспорта, электронных коммуникаций, банковском и финансовом секторах; предоставляющие услуги коммунальные услуги, с/х сектор, здравоохранение; экстренные службы помощи, стратегически важные предприятия и др.)

- коммуникации в сфере электронного управления, электронных госуслуг, коммерции и документооборота. 

Вместе с тем действие закона не распространяется на социальные сети, частные электронные информационные ресурсы в Интернете (включая блог-платформы, видеохостинги, другие веб-ресурсы), если такие информационные ресурсы не содержат информацию, необходимость защиты которой установлена законом, отношения и услуги, связанные с функционированием таких сетей и ресурсов.

Что касается уполномоченных органов в данной сфере, то координацией данной сферы занимается Президент Украины через Совет национальной безопасности и обороны, в котором будет функционировать рабочий орган СНБО -  Национальный координационный центр кибербезопасности. 

Кроме того, предусматривается создание правительственной команды  реагирования на компьютерные чрезвычайные события в Украине CERT-UA, среди полномочий которой устранение последствий кибератак, взаимодействие с международными  командами реагирования на кибератаки, правоохранительными органами, предприятий частного сектора и другие.

В целом закон направлен на создание комплексного подхода за участием как государства, так и частных компаний к организации мероприятий, направленных на борьбу с киберпреступностью. 

Также следует упомянуть, что в начале мая 2018 года в СМИ была опубликована информация о том, что по итогам встречи помощника государственного секретаря США с Президентом Украины, США приняло решение удвоить финансирование на усиление кибербезопастности Украины с 5 до 10 миллионов долларов США. 

Учитывая принятие специализированного закона, наделение органов необходимыми полномочиями, а также наличие «внешнего» финансирования, надеемся, что Украины эффективно использует столь благоприятные условия и обеспечит надлежащую защиту своей информационной безопасности.

 

 

 

   Анастасия Бабийчук 

   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: кибербезопасность, закон, защита

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).