Доминанта

Киберсквоттинг – что это такое и как с ним бороться

10 янв. 2018

Ввиду того, что наша современная жизнь неразрывно связана с интернетом, практически все магазины, сервисы, стратапы закрепляются во всемирной сети. Довольно трудно представить сейчас какое-либо предприятие, не имеющее своего сайта в интернете. Ввиду такого бурного развития хозяйственной деятельности в плоскости интернет, доменные имена тех или иных компаний становятся широко узнаваемыми. Следствием данных процессов стало появление так называемого киберсквоттинга.

Для начала - что это такое?

Киберсквоттинг (от англ. сybersquatting) - само слово "squatting" переводиться с английского, как действие, в виде проживание внутри пустого здания без разрешения его владельца. В случае с киберсквоттингом – это недобросовестные действия определенных лиц, которые заключаться в регистрации доменного имени с использованием названия раскрученного бренда с целью дальнейшей перепродажи за внушающие деньги.

К примеру, существует фирма Adidas, и в странах где она официально представлена имеет веб-адреса по типу https://www.adidas.co.uk (Англия), тем временем некие лица в Украине (к примеру) регистрируют домен с адресом https://www.adidas.co.ua и затем предлагают Адидасу купить у них этот адрес за круглую сумму. Данная проблема весьма актуальна, это может касаться как раскрученных брендов, так и молодых стартапов, которые только “вчера” появились.

В Украине нет легального толкования понятия киберсквоттинг, однако способы защитить свой бренд от подобных недобросовестных действий все же существуют и о них далее пойдет речь.

В целом можно выделить 4 варианта защиты нарушенного права на наименование:

  • Мирный способ (в порядке переговоров);
  • Обращение в Антимонопольный комитет (административный порядок);
  • Судебный порядок (обращение в национальные суды);
  • Арбитражный порядок (обращения в арбитражи, которые аккредитованы организацией ICANN).

Первый способ является наименее эффективным, но все же его не стоит упускать из виду, так как бывают ситуации, когда решить проблему путем переговоров будет быстрее и дешевле.

Второй способ эффективнее первого, он заключается в обращении в Антимонопольный комитет Украины на основании нарушения статьи 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», которая в свою очередь указывает, что неправомерным является использование имени, коммерческого (фирменного) наименования, торговой марки (знака для товаров и услуг), рекламных материалов, оформления упаковки товаров и периодических изданий, других обозначений без разрешения (согласия) субъекта хозяйствования, который ранее начал использовать их или похожие на них обозначения в хозяйственной деятельности, что привело или может привести к смешиванию с деятельностью этого субъекта хозяйствования.

Третьим и одним из самых эффективных и сложных вариантов защиты нарушенного права на домен является обращение в национальные суды. Сложность данного способа заключается в недостатке опыта у судей в разрешении подобных споров. Но все же, такие споры имели место в практике украинского судопроизводства. Из наиболее громких дел можно выделить «Google Inc. против «ГОУ ОГЛЕ»». Также в различных делах, связанных с киберсквоттингом свои права отстаивали такие известные компании как eBay inc., Tiffany & Co., Michelin, и др.

Судебная практика, связанная с киберсквоттингом довольно неоднозначна. Это связанно с недостаточным нормативным регулированием данного вопроса. Анализируя сложившуюся ситуацию можно сделать вывод о том, что в данном направлении существует следующие проблемы:

- сложность в определении ответчика;

- непонимание самой сущности фирменного наименования и, как следствие, отождествление его с сокращенным наименованием юридического лица;

- неопределенность понятия «известное» фирменное наименование;

- сложность в определении объема имущественных прав интеллектуальной собственности на фирменное наименование и т.д.

Однако, анализируя успешные дела в данной сфере, можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом защиты права является требования о:

  • Признании действий такими, что нарушают право собственности на наименования товаров и услуг;
  • Прекращении делегирования доменных имен, которые нарушают права собственности на наименования товаров и услуг;
  • Прекращении тех. обслуживания доменного имени;
  • Переделегировании доменного имени лицу, которому принадлежит право на него.

Стоит указать, что достаточно действенной мерой обеспечения, является наложение запрета на осуществление передачи третьим лицам доменного имени регистратором.

Четвертым способом, а также наиболее эффективным и быстрым является арбитражное рассмотрение доменного спора в специальных арбитражах, которые аккредитованы организацией ICANN (англ. Internet Corporation for Assigned Names and Numbers)

Такие споры касаются доменных имен, которые были аккредитованы ICANN (.COM, .NET, .ORG, .BIZ, .INFO и др.). Специализированные арбитражи рассматривают дела с обязательным применением административной процедуры, которая называется «Единая политика решения доменных споров» (UDRP).

У такого варианта защиты от киберсквоттинга есть свои преимущества, которые заключаются в относительной скорости рассмотрения, интернациональности, недорогой стоимости (1500-4000 дол. США) и доступности, так как приезжать лично в сам арбитраж необязательно.  

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что на данном этапе развития нашей судебной системы и культуры разрешения в ней споров, связанных с информационными технологиями и авторским правом, защита от киберсквоттинга является нелегкой, но все же решаемой задачей.

 

 

Федотов Максим                                                   

помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 4 оценок.




Другие новости


ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ (КИК) В УКРАИНЕ.

Думаю у всех, кто читал книгу-расследование «Прачечная» (Laundromat) пулитцеровского лауреата Джейка Бернштейна, осталось впечатление что от нас ушла целая эпоха и миру офшорной секретности пришёл конец. Но Украина долгие годы оставалась в стороне он мировых тенденций борьбы с агрессивным международным налоговым планированием и внедрения планов BEPS.

Як уникнути банкрутства, якщо бізнес на межі неплатоспроможності?

Скрутний стан економіки України, наслідки карантину, несприятливі погодні умови для аграріїв на сьогодні ставлять підприємства під загрозу банкрутства та повного припинення їх діяльності.

Допомога по частковому безробіттю - квест для роботодавця

«Я вам посылку принёс.

Tолько я вам её не отдам,

 потому что у вас документов нету.

Рано вам ещё документы иметь.»