Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Коллективное управление авторскими права в процессе реформирования

5 марта 2018

Авторы или другие владельцы авторских прав на музыкальное, литературное или любое другое произведение искусства и науки согласно Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах» при коммерческом использовании принадлежащего им объекта интеллектуальной собственности должны получать авторский гонорар (роялти) от пользователя.

Коммерческим воспроизведением считается публичное исполнение, копирование на физические носители, распространение в интернете, при помощи массового вещания и другие способы использования с целью получения прибыли.

В мире существует общепринятая и законно обоснованная практика сбора и отчисления роялти уполномоченными организациями коллективного управления авторскими правами. Такие организации являются некоммерческими структурами, выполняющими роль посредника между правообладателями и теми, кто использует их произведения, к примеру радиостанциями, провайдерами интернет-услуг, телеканалами, публичными заведениями и т.д.

Таким образом, правообладатель освобождается от необходимости заключать отдельные договора с владельцем, каждого заведения, в котором играет его музыка. Достаточно лишь обратится в такую организацию с запросом о регистрации объекта интеллектуальной собственности и подписать авторский договор.

На сегодняшний день в Украине деятельность организаций коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами регулируется Законом «Об авторском праве и смежных правах». Однако в нем не предусмотрены ни особенности их функционирования, ни порядок взаимодействия с субъектами авторского и смежных прав, пользователями, другими организациями и органами государственной власти, также отсутствует порядок контроля за деятельностью организаций коллективного управления, что создает все возможности для злоупотреблений со стороны должностных лиц. Из-за недостаточного законодательного регулирования нет прозрачности в системе сбора и распределения выплат собственникам имущественных авторских прав.

Неэффективность деятельности существующих в Украине организаций коллективного управления

С целью усовершенствовать законодательное регулирование данной сферы Правительство подготовило законопроект «Об эффективном управлением имущественными права правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав»

На сегодня Законопроект уже принят в первом чтении и предусматривает следующие изменения:

1) Организации коллективного управления будут вести свою деятельность более прозрачно. Для этого на них возлагается обязанность обнародовать и поддерживать в актуальном состоянии на своих сайтах следующую информацию:

  • устав;
  • условия членства;
  • порядок изъятия прав по управлению;
  • типовые лицензионные договоры и типичные тарифы;
  • сведения о руководстве;
  • общая политика распределения вознаграждения;
  • общая политика удержания из сумм собранного вознаграждения;
  • перечень заключенных соглашений с другими организациями коллективного управления, наименование таких организаций;
  • порядок рассмотрения жалоб и разрешения споров;
  • ежегодный отчет о деятельности организации коллективного управления;
  • перечень объектов, изъятых из управления;
  • общая политика использования невостребованного вознаграждения.

2) Устанавливается перечень сфер коллективного управления, по которым будет проводится регистрация организаций коллективного управления. Этот перечень является исчерпывающим и включает в себя следующие сферы

- публичное исполнение музыкальных произведений с текстом и без текста;

-  публичное сообщение музыкальных произведений с текстом и без текста;

- обеспечение права на разовое справедливое вознаграждение для исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм) за публичное исполнение;

- обеспечение права на разовое справедливое вознаграждение для исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм) за публичное оповещение;

- право следования в отношении произведений изобразительного искусства;

- обеспечение права на вознаграждение за воспроизведение в домашних условиях и в личных целях объектов авторского права и (или) смежных прав;

- кабельная ретрансляция объектов авторского права и (или) смежных прав;

3) Правообладатели смогут требовать от организаций коллективного управления:

  • изъятия своих прав по управлению;
  • прекращения действий по предоставлению разрешений на использование их объектов авторского права и (или) смежных прав;
  • прекращения действий по сбору вознаграждения за использование их объектов авторского права и (или) смежных прав;
  • прекращения действий по обращению в суд за защитой их прав и т.п.

В случае принятия, Закон вступит в силу на следующий день после официального опубликования и будет применятся к правоотношениям, которые возникнут после вступления им в силу.

Все действующие свидетельства организаций коллективного управления станут недействительными через полгода после вступления в силу Закона. Если организации не будут заново поставлены на учет, то смогут осуществлять свою деятельность по управлению имущественными правами исключительно как поверенные.

Создание законодательной базы для деятельности организаций коллективного управления - безусловно необходимо. Всем нам хорошо известно о проблемах в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в Украине. К примеру, в прошлом году офис торгового представителя США (USTR) опубликовал ежегодный отчет "Специальный отчет 301" (Special 301 report), согласно которому Украина осталась в перечне стран – основных нарушителей прав интеллектуальной собственности (Priority Watch List). Отсутствие позитивных изменений в данном направлении грозит Украине отмена преференций со стороны США, что негативно отразится на экономике нашей страны.

 

 

  

   Светлана Хомко 

   младший юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: коллективное управление авторскими правами, авторские и смежные права

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Памятка для водителей. Основные права при остановке полицией

Несмотря на то, что прошла реформа органов Национальной полиции, на дорогах не редко бывают ситуации неправомерного поведения полицейских в отношении водителей. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать за случаями превышения своих служебных полномочий полицейскими. Это зачастую происходит из-за незнания своих прав и обязанностей как водителями, так и сотрудниками полиции.

Санкции санкциям рознь

Правовой институт специальных санкций за нарушения во внешнеэкономической деятельности давно известен украинскому законодательству – еще со времени принятия в 1991 году Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Изначально список санкций, предусмотренных ст. 37 данного Закона, был шире, однако из их числа со временем исключили антидемпинговые процедуры, урегулировав их применение отдельными законами, а наложение штрафа в качестве меры наказания не получило своего практического применения. Остались только два вида специальных санкций – индивидуальный режим лицензирования и временное прекращение внешнеэкономической деятельности на срок до 3 месяцев, с последующим переводом на индивидуальный режим лицензирования.

Высший антикоррупционный суд, коротко о главном

Коррупция в Украине представляет один из наиболее острых и болезненных вопросов. В мировом Индексе восприятия коррупции (СРІ) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных (где 100 - нет коррупции, 0 - сильная коррупция), при этом заняв 131 место из 176 стран. Согласно международной позиции экспертов именно отсутствие действенной судебной системы является одной из наиболее весомых преград на пути Украины в противодействии такому негативному явлению.