Доминанта

Коллективное управление авторскими права в процессе реформирования

5 марта 2018

Авторы или другие владельцы авторских прав на музыкальное, литературное или любое другое произведение искусства и науки согласно Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах» при коммерческом использовании принадлежащего им объекта интеллектуальной собственности должны получать авторский гонорар (роялти) от пользователя.

Коммерческим воспроизведением считается публичное исполнение, копирование на физические носители, распространение в интернете, при помощи массового вещания и другие способы использования с целью получения прибыли.

В мире существует общепринятая и законно обоснованная практика сбора и отчисления роялти уполномоченными организациями коллективного управления авторскими правами. Такие организации являются некоммерческими структурами, выполняющими роль посредника между правообладателями и теми, кто использует их произведения, к примеру радиостанциями, провайдерами интернет-услуг, телеканалами, публичными заведениями и т.д.

Таким образом, правообладатель освобождается от необходимости заключать отдельные договора с владельцем, каждого заведения, в котором играет его музыка. Достаточно лишь обратится в такую организацию с запросом о регистрации объекта интеллектуальной собственности и подписать авторский договор.

На сегодняшний день в Украине деятельность организаций коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами регулируется Законом «Об авторском праве и смежных правах». Однако в нем не предусмотрены ни особенности их функционирования, ни порядок взаимодействия с субъектами авторского и смежных прав, пользователями, другими организациями и органами государственной власти, также отсутствует порядок контроля за деятельностью организаций коллективного управления, что создает все возможности для злоупотреблений со стороны должностных лиц. Из-за недостаточного законодательного регулирования нет прозрачности в системе сбора и распределения выплат собственникам имущественных авторских прав.

Неэффективность деятельности существующих в Украине организаций коллективного управления

С целью усовершенствовать законодательное регулирование данной сферы Правительство подготовило законопроект «Об эффективном управлением имущественными права правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав»

На сегодня Законопроект уже принят в первом чтении и предусматривает следующие изменения:

1) Организации коллективного управления будут вести свою деятельность более прозрачно. Для этого на них возлагается обязанность обнародовать и поддерживать в актуальном состоянии на своих сайтах следующую информацию:

  • устав;
  • условия членства;
  • порядок изъятия прав по управлению;
  • типовые лицензионные договоры и типичные тарифы;
  • сведения о руководстве;
  • общая политика распределения вознаграждения;
  • общая политика удержания из сумм собранного вознаграждения;
  • перечень заключенных соглашений с другими организациями коллективного управления, наименование таких организаций;
  • порядок рассмотрения жалоб и разрешения споров;
  • ежегодный отчет о деятельности организации коллективного управления;
  • перечень объектов, изъятых из управления;
  • общая политика использования невостребованного вознаграждения.

2) Устанавливается перечень сфер коллективного управления, по которым будет проводится регистрация организаций коллективного управления. Этот перечень является исчерпывающим и включает в себя следующие сферы

- публичное исполнение музыкальных произведений с текстом и без текста;

-  публичное сообщение музыкальных произведений с текстом и без текста;

- обеспечение права на разовое справедливое вознаграждение для исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм) за публичное исполнение;

- обеспечение права на разовое справедливое вознаграждение для исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм) за публичное оповещение;

- право следования в отношении произведений изобразительного искусства;

- обеспечение права на вознаграждение за воспроизведение в домашних условиях и в личных целях объектов авторского права и (или) смежных прав;

- кабельная ретрансляция объектов авторского права и (или) смежных прав;

3) Правообладатели смогут требовать от организаций коллективного управления:

  • изъятия своих прав по управлению;
  • прекращения действий по предоставлению разрешений на использование их объектов авторского права и (или) смежных прав;
  • прекращения действий по сбору вознаграждения за использование их объектов авторского права и (или) смежных прав;
  • прекращения действий по обращению в суд за защитой их прав и т.п.

В случае принятия, Закон вступит в силу на следующий день после официального опубликования и будет применятся к правоотношениям, которые возникнут после вступления им в силу.

Все действующие свидетельства организаций коллективного управления станут недействительными через полгода после вступления в силу Закона. Если организации не будут заново поставлены на учет, то смогут осуществлять свою деятельность по управлению имущественными правами исключительно как поверенные.

Создание законодательной базы для деятельности организаций коллективного управления - безусловно необходимо. Всем нам хорошо известно о проблемах в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в Украине. К примеру, в прошлом году офис торгового представителя США (USTR) опубликовал ежегодный отчет "Специальный отчет 301" (Special 301 report), согласно которому Украина осталась в перечне стран – основных нарушителей прав интеллектуальной собственности (Priority Watch List). Отсутствие позитивных изменений в данном направлении грозит Украине отмена преференций со стороны США, что негативно отразится на экономике нашей страны.

 

 

  

   Светлана Хомко 

   младший юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: коллективное управление авторскими правами, авторские и смежные права

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение