Доминанта

Коммерческое наименование: как и зачем использовать?

11 мая 2017

Понятие коммерческого (фирменного) наименования является хорошо известным не только в сфере юридического сопровождения правоотношений интеллектуальной собственности, но и среди самих представителей бизнеса.

Законодатель «коммерческое наименование» определяет, как наименование, под которым лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность, способное обеспечить индивидуализацию такого субъекта хозяйствования в гражданском обороте и при этом не вводит в заблуждение потребителей относительно его деятельности.

Часто данное понятие путают с наименованием юридического лица, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (для простоты понимания – Реестр, юридическое наименование).

Однако, правовая охрана коммерческого наименования как объекта интеллектуальной собственности начинается именно с момента первого его использования субъектом хозяйствования. Оно может употребляться в товарных накладных, счетах, рекламных материалах и не совпадать с датой государственной регистрации юридического лица или ФОП.  

Эти два понятия соотносятся следующим образом:

  • могут совпадать (ООО «БЛЕСК» участвует в гражданском обороте под таким же наименованием);
  • коммерческое наименование может быть частью юридического (ООО «БЛЕСК» открыло магазин «Блеск»);
  • могут быть разными (ООО «БЛЕСК» предоставляет клининговые услуги под наименованием «Миссис Пропер»).

Имущественные права на коммерческое наименование, в отличии от других объектов интеллектуальной собственности, могут отчуждаться правообладателем исключительно с целостным имущественным комплексом лица либо с его соответствующей частью. Данное положение призвано защитить в первую очередь потребителя от «подмены» предоставляемых товаров и услуг.

В Украине (в отличии от США) отсутствует специализированный реестр коммерческих наименований, следовательно проверить его уникальность крайне сложно. Если коммерческое наименование совпадает с юридическим, то закон на Вашей стороне, так как прямо запрещает регистрацию юридических лиц с тождественными наименованиями. Однако Вы не защищены от появления субъектов хозяйствования с приставкой к юридическому наименованию на подобии: «групп», «девелопмент», «плюс» и т.д., которые могут использовать коммерческое наименование схожее с Вашим, чем будут вводить потребителя в заблуждение. Бороться с такой недобросовестной конкуренцией можно путем обращения в суд с требованием о возложении на нарушителя обязательства прекратить использование тождественного  наименования и о возмещении убытков в связи с таким использованием. Наиболее сильными аргументами в Вашу сторону могут стать счета-фактуры, хозяйственные договоры, веб-сайт компании с включением наименования в состав доменного имени, размещённые в разнообразных СМИ рекламные материалы, товары с указанием коммерческого наименования.

Также возможно возникновение ситуации, когда Ваше коммерческое наименование регистрируется другим лицом в качестве торговой марки для идентичных/схожих товаров и услуг в таком виде, что его можно спутать с Вашим объектом интеллектуальной собственности. В таком случае необходимо в судебном порядке доказать приоритетность активного, беспрерывного использования коммерческого наименования до даты подачи третьим лицом заявки на регистрацию ТМ.

Выбирая коммерческое наименование стоит проанализировать уже существующий рынок в интересующей Вас сфере и выбрать уникальное наименование, а также убедится, что отсутствуют уже зарегистрированные идентичные либо схожие ТМ и успеть подать документы первым.   

 

   Анастасия Бабийчук 

   младший юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: коммерческое наименование, ТМ

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Публичный договор в торговле через интернет

В силу всё более широкого распространения торговли через интернет у предпринимателей, практикующих такой бизнес, всё чаще стали возникать вопросы относительно правильного и корректного с точки зрения действующего законодательства оформления коммерческих предложений на своих веб-сайтах. И здесь безусловным подспорьем для них выступает институт старого доброго публичного договора.

Медиация в Украине. Работа на эффективный результат.

В последние пять лет в Украине достаточно активно преодолевает свой начальный путь институт альтернативного разрешения споров, который имеет название «Медиация».

Проверки по соблюдению законодательства о труде

Последние годы государство постоянно декларирует курс на улучшение инвестиционного климата и снижение давления на бизнес со стороны контролирующих органов. Однако декларации и реальность часто расходятся в реальности. Так, количество контролирующих органов, которые могут проверять бизнес остается достаточно большим, при этом требования многих норм заимствованных еще из времен СССР часто выполнить для малого бизнеса просто не реально.