Доминанта

Конфликт интересов в деятельности адвокатуры

5 февр. 2018

В погоне за соблюдением правил установленных международной общественностью, мы все чаще можем наблюдать коллизию либо нивелирование национальных законодательных норм. В свете происходящих событий особое внимание уделяется соблюдению законодательства о предотвращении и противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

К субъектам первичного финансового мониторинга относится ряд профессий, по роду своей деятельности, не имеющие целью работы и управления финансами, таких, например, как адвокаты, адвокатские бюро и объединения, в случае предоставления юридических услуг лицам, с которыми они не пребывают в трудовых отношениях.

Ст. 15 ЗУ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее Закон) четко регламентирует, что операции в сумме 150 тыс. грн и более подлежат обязательному финансовому мониторингу, деятельность, связанная с проведением азартных игр и казино от 30 тыс. грн., таким образом, представитель адвокатской профессии обязан подавать отчетность о таких операциях с информацией о происхождении таковых средств. Законом, а именно ст. 24 предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в части 3 содержится перечень штрафных санкций, предусмотренных непосредственно для субъектов первичного финмониторинга за неисполнение/ ненадлежащее исполнение требований Закона и других НПА в данной сфере.

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти является Государственная служба финансового мониторинга Украины, именно она отвечает за реализацию политики в сфере предотвращения и противодействия легализации преступных доходов. Согласно ст. 14 ч. 1 п. 5 полномочиями на проведение контроля и надзора за адвокатской деятельностью осуществляет Министерство юстиции, которое является одним из субъектов государственного финансового мониторинга (ст. 5 ч. 3 Закона) и осуществляет его путем проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе невыездных (ст. 14 ч.2 Закона). Отдельного внимания заслуживает сама процедура проведения проверок, которая регламентируется Порядком проведения проверок Министерством юстиции Украины и его территориальными органами субъектов первичного финансового мониторинга, в котором достаточно детально расписаны основания, сроки, процедура проведения и оформления результатов. 

Если внимательно изучить перечень обязанностей, который выдвигается к субъектам первичного финансового мониторинга (ст. 6 Закона), к которым относятся и представители адвокатской профессии, то многие положения вызывают вопросы относительно соотношения выполнения требований финмониторинга и соблюдения принципа независимости и конфиденциальности адвокатской деятельности. ЗУ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» ст. 22 ч. 6 и ч.7 задекларировано, что предоставление информации органам государственного финансового мониторинга не является нарушением адвокатской тайны и адвокат за данные действия, которые даже пусть и нарушают интересы клиента не несет никакой ответственности. Выше указанные требования закона частично нивелируют конфиденциальность и независимость адвокатской деятельности.

Адвокаты в своей деятельности могут столкнуться с нелегким выбором – защищать интересы клиента либо выполнять требования закона. Ведь клиенты могут быть разные…

Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод и Конституция Украины гарантируют защиту прав человека, посредством личной защиты, используя юридическую (ст. 6 Конвенции) и правовую (ст. 59 КУ) помощь. На основе изложенного выше возникает логический вопрос: люди, которые совершили преступления в сфере финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем – не есть людьми или на них гарантии Конвенции и Конституции не распространяются? Каков механизм их защиты?

Коллизия одних НПА приводит не просто к нарушению основоположных прав и свобод человека, а к их нивелированию. Единственным выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, есть обращения с данным вопросом в ЕСПЧ, решения которого побудят законодателя с другого ракурса взглянуть на данную проблему и внести соответствующие изменения в законодательный массив.

 

 

 

   Ольга Койчева

   юрист АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: адвокатская деятельность, конфликт интересов, финмониторинг

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Які нововведення чекають на бізнес із прийняттям закону про РРО? (ч.2)

Продовжуючи розгляд змін внесених до Закону України «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг» (далі – Закон), хотілось акцентувати увагу на деяких питаннях ведення звітності фізичних осіб-підприємців, а також про штрафи, які передбачені за порушення даного Закону.

Отже, які зміни відбудуться у звітності для ФОПів у зв’язку з обов’язком використання РРО?

Які нововведення чекають на бізнес із прийняттям закону про РРО? (ч.1)

Вже більше місяця минуло з моменту опублікування Законів України «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо детінізації розрахунків у сфері торгівлі і послуг» та «Про внесення змін до Закону України «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг» та інших нормативно-правових актів щодо детінізації розрахунків у сфері торгівлі та послуг (далі – Закони), проте баталії навколо нього до сих пір не вщухають.

Ухвалено Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік". Чого чекати?

14 листопада 2019 року Веховна Рада ухвалила Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік"