Доминанта

Конституционная реформа: новый этап реализации

16 февр. 2017

Проведенная в прошлом году конституционная реформа для окончательного внедрения требует дополнительного принятия значительного количества изменений в действующие законы, адаптации и внедрения новых положений в существующую правовую систему.

Очередным шагом в данном направлении стало принятие законодателем проекта ЗУ «О Конституционном Суде Украины» (далее – Законопроект). Принятие данного Закона призвано привести в соответствие новые нормы Конституции и специального закона, регулирующего деятельность суда конституционной юрисдикции. 

         Что касается самого содержания законопроекта, во-первых следует отметить, что утверждается новая структура и полномочия органов КСУ:

  • Большая палата – действует в составе всех 18 судей КСУ и рассматривает вопросы по конституционным представлениям и конституционным обращениям, а также на предмет конституционности законов Украины (их отдельных положений) по конституционным жалобам в случае отказа Сената от рассмотрения дела в пользу Большой Палаты;
  • Два Сената – по 9 судей в каждом, состав каждого из Сенатов определяется путем проведения жеребьевки. Сенат рассматривает вопросы конституционности законов Украины (их отдельных положений) по конституционным жалобам;
  • Шесть Коллегий – по 3 судьи в каждой, состав определяется путем жеребьевки. Коллегия уполномочена решать вопрос об открытии конституционного производства.

В случае открытия Коллегией производства по конституционным представлениям и конституционным обращениям – передает предложение по созыву Большой палаты, а в случае отказа – передает вопрос открытия производства на рассмотрение в Большую палату.

При принятии решения об открытии производства по конституционной жалобе – передает ее на рассмотрение в Сенат. Если же при открытии производства мнения судей Коллегии разделились – вопрос открытия передается на решение в Сенат. Единогласный отказ в открытии производства является окончательным и обжалованию не подлежит.

Такие полномочия Коллегий призваны снизить нагрузку на органы КС в целом, обеспечив прохождение только обоснованных конституционных жалоб.

Каждый их вышеперечисленных органов относительно конституционных производств, относящихся к их компетенции, действует как Конституционный суд.

Во-вторых, данным Законопроектом урегулирована новая форма обращения в КС - конституционная жалоба. Конституционной жалобой является письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины (конституционности) Закона Украины (его отдельных положений), который применен в конечном судебном решении по делу заявителя. Подать конституционную жалобу сможет физическое или юридическое лицо при условии, что окончательное судебное решение по делу вступило в силу после 1 октября 2016 года, и со дня вступления его в законную силу прошло не более 3 месяцев, а также были использованы все внутренние средства правовой защиты. Кроме того, Законопроект определяет требования к составлению такого обращения и размер судебного сбора за его подачу. При рассмотрении конституционной жалобы КС может издавать обеспечительный приказ с целью предотвратить необратимые последствия, которые могут наступить в связи с исполнением окончательного судебного решения, и который выражается во временном запрете осуществлять определенное действие. Также переходными положениями Законопроекта предусмотрено введение института специального советника для предоставления экспертной помощи в конституционных производствах по конституционным жалобам.

В-третьих, Законопроект вводит конкурсный порядок отбора кандидатур на должность судьи КС, которым предусмотрено, что Президент, Верховная Рада, съезд судей формируют конкурсные комиссии, члены которых должны быть юристами с признанным уровнем компетенции. Каждая Конкурсная комиссия по результатам анализа информации о кандидатах и проведения собеседований дает рекомендации субъекту назначения.

Как следует из вышеизложенного, Законопроект носит достаточно реформационный характер. Кроме того, внедрение института конституционной жалобы должно обеспечить дополнительные инструменты для защиты прав и законных интересов граждан.

Интересным для общества может быть и предусмотренный Законопроектом  размер заработной платы судей, так как в данной редакции только лишь «чистая» ставка без доначислений составляет 240 тыс. грн.

Бесспорно, что определенные изменения также будут внесены еще и после второго чтения, но в целом Законопроект скорее всего не претерпит кардинальных изменений поскольку его статус определен Президентом Украины, как приоритетный и ВР не должна затягивать с его принятием.

 

Анастасия Бабийчук 

младший юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: Конституционный суд, законопроект

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.