Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Конституционная реформа: новый этап реализации

16 февр. 2017

Проведенная в прошлом году конституционная реформа для окончательного внедрения требует дополнительного принятия значительного количества изменений в действующие законы, адаптации и внедрения новых положений в существующую правовую систему.

Очередным шагом в данном направлении стало принятие законодателем проекта ЗУ «О Конституционном Суде Украины» (далее – Законопроект). Принятие данного Закона призвано привести в соответствие новые нормы Конституции и специального закона, регулирующего деятельность суда конституционной юрисдикции. 

         Что касается самого содержания законопроекта, во-первых следует отметить, что утверждается новая структура и полномочия органов КСУ:

  • Большая палата – действует в составе всех 18 судей КСУ и рассматривает вопросы по конституционным представлениям и конституционным обращениям, а также на предмет конституционности законов Украины (их отдельных положений) по конституционным жалобам в случае отказа Сената от рассмотрения дела в пользу Большой Палаты;
  • Два Сената – по 9 судей в каждом, состав каждого из Сенатов определяется путем проведения жеребьевки. Сенат рассматривает вопросы конституционности законов Украины (их отдельных положений) по конституционным жалобам;
  • Шесть Коллегий – по 3 судьи в каждой, состав определяется путем жеребьевки. Коллегия уполномочена решать вопрос об открытии конституционного производства.

В случае открытия Коллегией производства по конституционным представлениям и конституционным обращениям – передает предложение по созыву Большой палаты, а в случае отказа – передает вопрос открытия производства на рассмотрение в Большую палату.

При принятии решения об открытии производства по конституционной жалобе – передает ее на рассмотрение в Сенат. Если же при открытии производства мнения судей Коллегии разделились – вопрос открытия передается на решение в Сенат. Единогласный отказ в открытии производства является окончательным и обжалованию не подлежит.

Такие полномочия Коллегий призваны снизить нагрузку на органы КС в целом, обеспечив прохождение только обоснованных конституционных жалоб.

Каждый их вышеперечисленных органов относительно конституционных производств, относящихся к их компетенции, действует как Конституционный суд.

Во-вторых, данным Законопроектом урегулирована новая форма обращения в КС - конституционная жалоба. Конституционной жалобой является письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины (конституционности) Закона Украины (его отдельных положений), который применен в конечном судебном решении по делу заявителя. Подать конституционную жалобу сможет физическое или юридическое лицо при условии, что окончательное судебное решение по делу вступило в силу после 1 октября 2016 года, и со дня вступления его в законную силу прошло не более 3 месяцев, а также были использованы все внутренние средства правовой защиты. Кроме того, Законопроект определяет требования к составлению такого обращения и размер судебного сбора за его подачу. При рассмотрении конституционной жалобы КС может издавать обеспечительный приказ с целью предотвратить необратимые последствия, которые могут наступить в связи с исполнением окончательного судебного решения, и который выражается во временном запрете осуществлять определенное действие. Также переходными положениями Законопроекта предусмотрено введение института специального советника для предоставления экспертной помощи в конституционных производствах по конституционным жалобам.

В-третьих, Законопроект вводит конкурсный порядок отбора кандидатур на должность судьи КС, которым предусмотрено, что Президент, Верховная Рада, съезд судей формируют конкурсные комиссии, члены которых должны быть юристами с признанным уровнем компетенции. Каждая Конкурсная комиссия по результатам анализа информации о кандидатах и проведения собеседований дает рекомендации субъекту назначения.

Как следует из вышеизложенного, Законопроект носит достаточно реформационный характер. Кроме того, внедрение института конституционной жалобы должно обеспечить дополнительные инструменты для защиты прав и законных интересов граждан.

Интересным для общества может быть и предусмотренный Законопроектом  размер заработной платы судей, так как в данной редакции только лишь «чистая» ставка без доначислений составляет 240 тыс. грн.

Бесспорно, что определенные изменения также будут внесены еще и после второго чтения, но в целом Законопроект скорее всего не претерпит кардинальных изменений поскольку его статус определен Президентом Украины, как приоритетный и ВР не должна затягивать с его принятием.

 

Анастасия Бабийчук 

младший юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: Конституционный суд, законопроект

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Практические рекомендации по подготовке к проверке Гоструда (ч.2)

Трудоустройство сотрудников

Одним из самых выявляемых нарушений является допуск сотрудников к работе без оформления трудового договора. Данное нарушение не только самое распространенное, но и «дороже всех» обходится работодателю. Санкция составляет 30 минимальных заработных плат (111 690 грн.) за каждого нетрудоустроенного сотрудника. Подготовка к проверке в данной части может заключатся только в одном – трудоустройстве всех сотрудников, при этом работодателем издается соответствующий приказ и направляется уведомление в ГФС. Следует обратить внимание, что если работодателем является физическое лицо-предприниматель, то в данном случае трудовой договор должен быть заключен в письменной форме.

Практические рекомендации по подготовке к проверке Гоструда (ч. 1)

В преддверии массовых проверок субъектов хозяйствования, проведение которых анонсировал Премьер-министр Украины, - бизнес начал приводить в порядок свою документацию.

Топ 5 наиболее распространенных нарушений законодательства о труде по результатам проверок в 2018 году

В продолжение цикла публикаций, посвящённых предстоящим комплексным проверкам украинского бизнеса согласно распоряжению Кабинета министров Украины «О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения», в данной статье мы проанализировали наиболее распространённые нарушения трудового законодательства в 2018 году. Таким образом, акцентируя внимание на наиболее уязвимых местах в сфере трудовых отношений, мы составили для Вас своеобразный чек-лист, проверив который Вы сможете предотвратить нежелательные последствия в виде достаточно крупных штрафов.