Доминанта

Конституционная реформа в части правосудия

22 апр. 2016

С целью приближения украинского законодательства к европейским стандартам Верховной Радой Украины будут рассмотрены изменения в части правосудия в Конституцию Украины. Конституционная реформа правосудия заложит основу для дальнейших изменений в сфере судопроизводства, так как предлагается внести существенные изменения.

Так, в статье 125 КУ предусмотрено, что система судов общей юрисдикции в Украине составляют местные, апелляционные, высшие специализированные суды и Верховный суд Украины. Изменения же предусматривают функционирование двух видов судов - Верховного суда и административных судов, тогда как о существовании судов первой и апелляционной инстанции ничего не сказано, что порождает неопределенность относительно структуры будущей судебной системы. Предлагаемые новеллы не дают возможность точно понять, какая судебная система будет существовать в Украине – трёхуровневая или четырёхуровневая, будет ли она включать в себя общие суды или только специализированные.

Нововведения также коснутся компетенции судов, которая на сегодня определена частью второй статьи 124 КУ, согласно которой «юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве». Таким образом, установлено, что предметом судебного контроля являются все общественные отношения. Законопроектом предлагается изменить конституционное определение компетенции органов судебной власти, а именно: «юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и любое уголовное обвинение. В предусмотренных законом случаях суды рассматривают и другие дела». Предложенная редакция сужает юрисдикцию судов к «юридическому спору» и «уголовному обвинению», исключая вопросы, которые не имеют характера юридического спора, однако на сегодня решаются в судебном порядке (например, подтверждение наличия или отсутствия юридических фактов или неоспариваемых прав). Решение вопросов, не имеющих характера юридического спора, по возможным нововведениям переносится с конституционного уровня регулирования на уровень «обычного» закона.

Предлагается исключить из статьи 147 КУ положение о том, что «Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине». В результате создается возможность наделения судов общей юрисдикции правом официального толкования законов, а Конституционный Суд в свою очередь потеряет «монопольное положение» в сфере конституционной юрисдикции.

Прокуратуру предлагается лишить функции представительства интересов гражданина в суде и функции надзора за правами и свободами человека и гражданина, соблюдения законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Таким образом, лишая прокуратуру указанных функций, законопроект фактически лишает граждан одной из институциональных гарантий прав и свобод.

С 2017 года предполагается постепенное введение «монополии» адвокатов по представлению интересов лиц в суде. Конституцию предлагается дополнить следующим положением: «исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения». Исключение будут возможны только в трудовых спорах, спорах по защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах (категория «малозначительных» споров не конкретизируется), а также в делах связанных с участием законных представителей. Очевидно, что наделение исключительно адвоката правом представительства другого лица в суде является сужением права на свободу выбора представителя. Но с другой стороны лица получат высококачественные правовые услуги, которые могут обеспечить только адвокаты.

Предлагается реформировать также положения Конституции о независимости и неприкосновенности судьи. Его можно будет задержать во время или непосредственно после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления без согласия компетентного органа.

Кроме того, судья будет занимать должность бессрочно и предусматривается возможность освобождения судьи от должности на основании отказа от оценивания или его непрохождения. Меняются требования к кандидатуре судьи в части возрастных ограничений и необходимого стажа работы. Изменениям подлежат процедуры образования судов, назначения судьи на должность. Высший совет юстиции будет реорганизован в Высший совет правосудия.

Таким образом, в результате принятия изменений в Конституцию Украины будет представлена совершенно новая система судов, адвокаты получат «монопольное» положение по представительству интересов в суде, а неприкосновенность судей будет ограничена.

 

Теги: Конституция, суд, реформа

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як уникнути банкрутства, якщо бізнес на межі неплатоспроможності?

Скрутний стан економіки України, наслідки карантину, несприятливі погодні умови для аграріїв на сьогодні ставлять підприємства під загрозу банкрутства та повного припинення їх діяльності.

Допомога по частковому безробіттю - квест для роботодавця

«Я вам посылку принёс.

Tолько я вам её не отдам,

 потому что у вас документов нету.

Рано вам ещё документы иметь.»

НОВИЙ ЗАКОН ПРО ЗАПОБІГАННЯ ТА ПРОТИДІЮ ЛЕГАЛІЗАЦІЇ (ВІДМИВАННЮ) ДОХОДІВ, ОДЕРЖАНИХ ЗЛОЧИННИМ ШЛЯХОМ, ФІНАНСУВАННЮ ТЕРОРИЗМУ ТА ФІНАНСУВАННЮ РОЗПОВСЮДЖЕННЯ ЗБРОЇ МАСОВОГО ЗНИЩЕННЯ»: ЩО ЗМІНИТЬСЯ ДЛЯ ПЕРЕСІЧНИХ УКРАЇНЦІВ.

На минулому тижні, а саме 28 квітня 2020 року набрав чинності прийнятий Верховною Радою в грудні 2019 року Закон України «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення».