Доминанта

Корпоративный договор: не все так просто

27 февр. 2018

Практически год назад юридическое общество начало активно обсуждать принятие ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно корпоративных договоров» (далее – Закон о корпоративных договорах). И вот спустя 11 месяцев ожидания, он все же был подписан и опубликован. Возможно, такая длительная «пауза» перед подписанием Закона связанна с рассмотрением ЗУ «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон об ООО), поскольку только после его принятия «лед тронулся».

Следует обратить внимание, что оба закона содержат понятия так называемых «корпоративных договоров». Поскольку в более ранней публикации мы анализировали основные положения Закона о корпоративных договорах, в данной статье предлагаю сравнить понятие «корпоративных договоров» в профильном Законе и Законе об ООО.

Итак, имея возможность ознакомиться уже с окончательным текстом Закона о корпоративных договорах и анализируя текст проекта* Закона об ООО, усматриваются следующие особенности.

Закон о корпоративных договорах содержит понятие «договора о реализации прав участников (учредителей) ООО» (далее – договор о реализации), согласно условиям которого стороны обязуются реализовывать свои права как участников (учредителей) общества способом, предусмотренным таким договором, и/или воздерживаться от совершения указанных прав.

Следует обратить внимание на то, что Закон об ООО в свою очередь содержит понятие «корпоративный договор». Хотя на первый взгляд определения договоров в обеих НПА очень схожи, но все же корпоративный договор по Закону об ООО имеет определенные отличия от договора о реализации, предусмотренного Законом о корпоративных договорах:

- корпоративный договор заключается только между участниками общества (то есть после его регистрации). Договор о реализации может заключатся между «участниками (учредителями) общества» - следовательно, его подписание возможно и до регистрации Общества;

- несоблюдение требования об безвозмездности корпоративного договора влечет его ничтожность. Закон о корпоративных договорах не содержит подобного требования к договору о реализации;

- правовое последствие заключения договора, направленного на нарушение условий корпоративного договора, влечет ничтожность такого договора, если другая сторона по договору знала либо должна была знать о таком нарушении. В свою очередь договор, нарушающий условия договора о реализации может быть признан судом недействительным, только в случае, если будет доказано, что другая сторона знала либо должна была знать о наличии ограничений, предусмотренных договором о реализации.      

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что данные договора являются разными правовыми конструкциями. Договор о реализации, по моему мнению, содержит элементы договора об учреждении общества с ограниченной ответственностью (предусмотренного ст. 142 ГК Украины) и предоставляет участникам (учредителям) больше возможностей (к примеру заключение еще до регистрации общества, установление платы по договору).

Кроме того, законодатель установил, что в договоре о реализации может содержаться обязанность «голосовать способом, определенным таким договором». Следует сказать, что такая формулировка является достаточно размытой поскольку способ голосования - это определение особенностей проведения самой процедуры (к примеру: с использованием бюллетеней, заочное голосование (опрос) – ЗУ «Об акционерных обществах»), но не обязанность голосовать «по указанию Стороны-1 Договора»).

Однако, далее законодатель устанавливает запрет на голосование по указанию органа управления общества, за исключением случаев, когда сторона договора о реализации входит в состав такого органа. Из этого можно сделать вывод, что возможность получения на основании такого договора опосредованного владения долей другого учредителя путем «диктования» условий голосования все же узаконена. Данная возможность будет очень привлекательной для лиц, желающих скрыть свое фактическое владение обществом, уходя таким образом от роли бенефициара.   

Закон об ООО в свою очередь устанавливает, что если корпоративным договором будет установлена обязанность голосовать по указанию органа управления – он является ничтожным без каких-либо исключений.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что, учитывая особенности каждых взаимоотношении между участниками (учредителями) общества, а также цель, которую они преследуют, - на этапе заключения необходимо выбрать именно тот из двух вышеописанных договоров, который будет максимально эффективным в конкретной ситуации.   

 

*поскольку  пока  Закон не  опубликован анализ основывается  на  тексте проекта данного Закона  ко 2-му чтению.

 

 

 

   Анастасия Бабийчук 

   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: корпоративные договора

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.

Про зміни, яких зазнає сфера фінансових послуг з набранням чинності новим законом

20 вересня 2019 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав споживачів фінансових послуг» (Проект №1085-1), далі за текстом – Закон.

Нагадаємо, що в 2015 році майже аналогічний законопроект (Проект №2456-д) вже подавався на  розгляд Верховної Ради, був підготовлений до другого читання в 2017 році але так і залишився неприйнятим.

Ні для кого не буде новиною, що громадяни України мають досить невисокий рівень фінансової грамотності.